Синдром Дауна. Что мы можем против природы?

У каждого человека есть пределы возможностей. Как решить, что именно принять как факт биографии, а с чем бороться, пока есть силы и время?

Мы стоим перед этим выбором практически постоянно, как и родители, имеющие детей с нарушенным здоровьем – физическим или психическим. Синдром Дауна, имея под собой непоколебимую генетическую основу, тем не менее проявляется в весьма широком диапазоне как нарушенных психомоторных функций, так и возможностей их развития, компенсации. И на выходе получается, что кто-то ходит в школу и весьма неплохо социально адаптирован, а кого-то прячут дома подальше от праздных любопытствующих.

Что может отечественная медицина на сегодняшний день?

В начале 2000 годов в нашем Институте начали использовать новый метод коррекции нарушений психомоторного развития – метод транскраниальных микрополяризаций (ТКМП).

Сложное название метода означает, что воздействие осуществляется через поверхность кожи головы, что оно очень слабое по интенсивности, что ток используется постоянный, а не переменный (и по этой причине ни вибрации, ни жжения на коже ребенок не чувствует). По сути это мягкая физиотерапевтическая процедура. Под влиянием ТКМП в тканях мозга повышается содержание биологически активных веществ, улучшается местный кровоток. ТКМП существенно изменяет активность клеток мозга, активирует процессы созревания нервной системы. Кроме того, ТКМП обладает длительным последействием. Воздействие проводится с помощью серийного медицинского аппарата для физиотерапии «ЭЛФОР-проф» (Регистрационное удостоверение МЗсоцразвития № ФСР 2010/08893).

Детей с синдромом Дауна у нас на первом этапе работы было всего двое: мальчик 6 лет, у которого речь была не развита вообще, не было даже слогов, в детсад он не ходил, мама ухаживала за ним, но регулярного обучения практически не было, посему общий уровень развития на момент встречи с нами уже можно было обозначить как умственную отсталость. По ходу курса ТКМП каких-то изменений в развитии ни мама, ни специалисты не отметили. Второй ребенок, напротив, - довольно развитая девочка тоже 6 лет, приехала уже с довольно хорошим для основного диагноза уровнем развития: специалисты ставили неглубокую задержку психического развития (ребенку сложно выполнять абстрактные операции, выстраивать логические цепочки в рассуждениях, строить связный рассказ…). Но в целом девочка активная, позитивная. Высшие психические функции мы в известных пределах простимулировали. Поскольку расклад по первым случаям с синдромом Дауна был не очень понятен в отношении перспектив воздействия ТКМП, мы не нашли оснований активно распространять информацию по поводу возможностей метода, поскольку не могли гарантировать родителям какой-то определенный процент успеха.

Но сейчас ситуация другая. Приведу несколько примеров.


Пример 1. Саша, 1 г 6 мес.

Одна очень активная мама фактически вынудила нас взять своего сына на курс ТКМП (на начало курса ему было всего полтора года), несмотря на то, что мы даже в теории не обещали, что ситуация как-то может измениться в обозримом будущем. Перед началом курса в заключении логопеда –дефектолога записано: ребенок следит за игрушками, но не сосредотачивает взгляд на лице постороннего взрослого, слабо реагирует на его голос. При контакте глаза в глаза ребенок начинает плакать, успокаивается только от умывания лица или мытья рук (со слов мамы). Общая моторика: мальчик ходит за руку с опорой, расставив широко ноги, мать поддерживает спину. Ребенок производит захват игрушки одной рукой, не перекладывает игрушки из одной руки в другую, «ладушки» не делает. Рот мальчика все время открыт, язык между губами высунут, есть избыточное слюнотечение, мягкое небо вялое, язык малоподвижный. Мальчик не пытается повторить движения за взрослым, не повторяет ритмические цепочки слогов, не лепечет. На просьбу «дай» не реагирует.

Но позитивный настрой мамы «пробил брешь в генетике», и уже через 2 дня после первого 20-мин сеанса ТКМП у мальчика появились первые слова: «папа, баба..» - и не вскользь, бездумно, а целенаправленно, как обращение. Стал пробовать «кормить» маму, начал играть в «ладушки» сначала с ней, а потом и самостоятельно. С каждым днем (они пробыли у нас 10 дней и сделали 4 сеанса – через день) лепет становился все более разнообразным, количественный поток его тоже вырос.

Через пять дней от начала курса ТКМП другой специалист (психолог-педагог) после обследования уже пишет: простую речевую инструкцию мальчик частично выполняет, требуется повтор инструкции или объяснение с показом. При смене заданий удерживает взгляд и сохраняет интерес, иногда включает во взаимодействие со взрослым мамины руки. Восприятие: форма – ребенок вкладывает фигуры только с помощью взрослого после показа, использует пробы и примеривание. Подает «круг» не всегда осознанно, через раз. Цвет: мальчик сортирует из 2-х цветов с ошибками, пытается подавать по названию, как учила дома мама, понятие «цвета» до конца не сформировано. Размер: пирамидку из 4-х колец ребенок собирает в хаотичном порядке, действует очень быстро обеими руками, но испытывает трудности с нанизыванием кольца на штырь, часто падают предметы, иногда ребенок использует ладонный захват. На картинках понятия «большой» и «маленький» показывает с небольшой словесной помощью взрослого. Мышление: разрезные картинки из 2-х частей мальчик пытается соединять с помощью взрослого, игра «Такая же»: из 1-2 картинок задание выполняет частично, накладывает нечетко, из кубиков по образцу взрослого пытался построить башенку, получается с небольшой помощью взрослого. Внимание: недостаточно устойчивое, дольше ребенок концентрирует взгляд на объемном и интересном для него материале. Память: из 2-х предъявленных картинок одну мальчик воспроизвел правильно, одну - с помощью взрослого. Мелкая моторика: мышцы кисти руки развиты недостаточно, часто падают зерна, мелкие детали, ребенку трудно скоординировать обе руки. Указательный жест - в стадии формирования, части тела мальчик учится показывать на предметах (глаза, нос), но на себе не показывает.

Следом за ними за прошедший год прошли по одному курсу еще несколько детей младшего дошкольного возраста.


Пример 2. Захар, 2 г. 1 мес.

Перед началом 1 курса: развитие коммуникативных функций - контакт с ребенком идет через маму, в глаза мальчик смотрит. Познавательный интерес: проявляет интерес к игрушкам, предметам. Работоспособность: по возрасту. Поведение: задания и инструкции выполняет. После выполнения задания хлопает в ладоши. Мимика невыразительная. Внимание: неустойчивое. Бытовая память хорошая. Восприятие (цвет, форма, размер): пирамидку собирает вместе с взрослым, позволяет выполнять действия его руками. Пытается вкладывать крупную мозаику. Уровень представлений об окружающем мире: на бытовом уровне. Части тела не показывает. Со слов матери, иногда пытается показать, но «промахивается» и вместо носа указывает рот. Играет в «ладушки». На картинках взгляд фиксирует, но ничего не показывает. Общее звучание речи: речи нет. Со слов матери, мальчик при эмоциональном возбуждении произносит отдельные слоги. Жестовую речь практически не использует. Понимание речи: ребенок понимает и выполняет простые, ежедневные инструкции, команды. Иногда «не слышит их», игнорирует. Мелкая моторика: при выполнении заданий пользуется обеими руками, перекладывает предметы из руки в руку. Карандашом чиркает по листу бумаги. Общая моторика: неловкая. Дополнительные особенности: самостоятельно не ест, кормят. В туалет не просится, ходит без памперсов, дискомфорт не ощущает. Заключение: общее недоразвитие речи, первый уровень речевого развития.

После 1-го сеанса, со слов мамы, сын более активно лепечет, с интонацией. Еще через неделю появился четкий указательный жест, мальчик начал (по просьбе родителей) усаживаться на горшок писать, но сам пока не просится.


Пример 3. Близнецы 2.5 лет

Маша - первая из двойни; логопед-дефектолог при первичном обследовании отмечает: девочка быстро вступает в контакт с посторонним взрослым, использует в общении мимику, рассматривает нового человека, смотрит в глаза, допускает тактильный контакт. Познавательный интерес: девочка проявляет интерес к игрушкам, предметам. Пытается выполнить некоторые задания, но быстро устает. Любопытна, наблюдает за происходящим вокруг нее, детали пособий берет в рот. Восприятие (цвет, форма, размер): ребенок пытается надеть кольца на пирамидку. По цвету, форме и размеру не дифференцирует. Девочка показывает некоторые части тела: глаза, нос, щечки, уши на себе и на тете (на тете указала неточно). Играет в «ладушки», «сороку». На картинках взгляд фиксирует, листает книги, но ничего не показывает. Язык высунут, артикуляция вялая. Общее звучание речи: ребенок произносит несколько простых слов и слов – заменителей. Звукоподражаний нет, но со слов мамы, девочка «следит» за артикуляцией взрослого. Понимание речи: ребенок понимает простые, ежедневные инструкции, которые часто используются. Мелкая моторика: развита недостаточно, движения вялые, недостаточно скоординированные. Общая моторика: неловкая, самостоятельно ребенок начал ходить после 2 лет. Самостоятельно ребенок не ест, дома кормят. Ложку умеет держать самостоятельно, но из-за нарушения моторики девочка не может попасть ложкой в рот. Пищу измельчают недавно девочка стала пытаться жевать, с интересом наблюдает, как едят другие. Пьет из бутылочки, пытается пить из чашки, но пока получается плохо. Может частично раздеться: сбросить ботинки, снять носки, передник. Туалетом не пользуется, на горшок не просится.

В течение недели после 1-го сеанса первого курса ТКМП (был проведен курс из 3-х сеансов – по одному в неделю) начал увеличиваться лепетный поток, девочка пытается что-то показывать рукой. Еще через неделю – после 2- го сеанса – девочка начала бегать, а не только ходить. Пытается «разговаривать» на своем языке с сестрой, появились новые простые слова. Далее активность продолжала нарастать, в какой-то момент она стала ближе к чрезмерному возбуждению (капризы, нарушения сна), и курс был завершен. Через 3 недели от начала курса девочка начала ходить на горшок (дома поэтому отказались от памперсов). Стала активно показывать на предметы (т.е. появился указательный жест).

Сестра – вторая из двойни: основные особенности развития у нее такие же, как у «старшей» сестры, но на начало курса она самостоятельно не ходила. После 1 сеанса у нее также лепетный поток вырос с показом на предмет (но на своем языке), появились попытки встать без поддержки. После 2-го сеанса в течение недели девочка стала более активно пробовать ходить без опоры на стульчик, но после 1 шага пока еще падала. Активно поддерживает «разговор» с сестрой на своем языке, тоже стала проситься на горшок.


Пример 4. Гриша, 3 года 8 мес.

У него общий уровень познавательной активности исходно в целом более низкий, в отличие от предыдущих примеров. Логопед-дефектолог при первой встрече отмечает: зрительный контакт неустойчивый, отсутствует живость эмоций. Ребенок не копирует поведение взрослых, их эмоции, выражения лица, позу. Любые помехи дезорганизуют действия (мальчик поворачивается на любой звук). Поведение полевое, имеются стереотипии (мальчик все лижет, пробует на язык); речевая регуляция поведения недостаточно сформирована, действия управляются путем прямых словесных указаний. Задания на определение цвета ребенок не выполняет, но подбирает формы – находит из 2-х, хотя в пазлы не вставляет, задание на величину (размер) выполняет только с помощью. Умеет вставлять чашечки одна в другую. Речевая моторика развита недостаточно, рот приоткрыт, язык высунут, движения языка вялые. Ребенок дает открывать рот, трогать язык, изменять положение губ. Сам произносит много звукосочетаний, производит быстрые движения языком (болтушку). По показу не повторяет. Общая моторика неловкая: сам подняться без опоры ребенок не может, поздно начал ходить. Мимика мало выразительная, нет указательного жеста. Реакция на речь постороннего недостаточная, мальчик избегает вербального взаимодействия. Не обводит по трафарету, сам не рисует, карандаш держит неправильно, но дает его рукой выполнять задание.

После 2 сеанса родители пожаловались, что дома сын стал постоянно двигаться, бегать, и его не усадить поиграть. Но на занятиях в детском саду он уже лучше работает руками. Более настойчив в своих требованиях, более эмоционален, раньше, со слов мамы «где посадили 2 часа назад, там и нашли». Так что такая беспорядочная «активность» не очень удобна для быта, но для последующей перспективы это лучше, чем сидеть 2 часа без движения.


Пример 5. Артем, 2.5 лет

При обследовании перед 1 курсом ТКМП логопед-дефектолог отмечает: в кабинет ребенок вошёл спокойно. Контакт не затруднен, устойчивый, взгляд в глаза адекватный. Со слов матери, мальчик хорошо общается с детьми, участвует в групповых развивающих занятиях. Подражает действиям, жестам детей и взрослых. Познавательный интерес: проявляет интерес к игрушкам, предметам, ярким пособиям. Задания выполняет, эмоционально реагирует на полученный результат. Легко вовлекается в игровые моменты, проявляет интерес к специалисту. Работоспособность: по возрасту. Поведение: адекватное ситуации. Задания и инструкции выполняет. При выполнении задания следит за реакцией взрослого. Внимание: устойчивое, переключаемость внимания от задания к заданию хорошая. Бытовая память хорошая. Восприятие (цвет, форма, размер): пирамидку собирает без учета цвета и величины колец. Два цвета сортирует с помощью взрослого, с ошибками, по речевой инструкции цвет выделяет с ошибками. Форма- вкладыши (3 стимула) – использует зрительное соотнесение. Вкладыши кладёт на окошко. По инструкции показывает круг, квадрат и треугольник. Размер дифференцирует, указывает большой и маленький. Подбирает парные картинки. Уровень представлений об окружающем мире: на бытовом уровне. Части тела показывает на себе и на матери. Словарный запас состоит из нескольких слов: «папа, баба, дядя, бах, бай». «Мама» - произносит редко (кричит «мама» в том случае, если ему что – то не нравится). Пытается изобразить некоторые звукоподражания: медведь рычит, собака лает. Пассивный словарь значительно шире активного. Со слов матери, у ребенка в более раннем возрасте не было гуления, лепета. Понимание речи: не нарушено, ребенок понимает и выполняет речевые инструкции. При общении активно использует взгляд, мимику и жесты. Мелкая моторика: при выполнении заданий пользуется обеими руками, перекладывает предметы из руки в руку. Общая моторика: неловкая; в анамнезе задержка моторного развития: мальчик поздно сел, самостоятельно пошел в 1,5 года. Конструктивный праксис и гнозис: разрезные картинки из 2-х частей не складывает. Кубики складывает «башенкой», по инструкции ломает ее. Дополнительные особенности: мальчик самостоятельно не ест, родители кормят. Самостоятельно не жует, пищу протирают. Культурно – гигиенические навыки сформированы частично: дома просится писать, на прогулке и ночью мальчик в памперсах. Заключение: общее недоразвитие речи, первый уровень речевого развития по типу моторной алалии? Психолог оценивает уровень развития базовых неречевых процессов как в целом соответствующий норме.

Со слов родителей, на следующий день после 1 сеанса ТКМП пошли «горловые» звуки в речи, уменьшилось скрипение зубами по ночам.

Как видим, что-то можно сдвинуть довольно быстро (навыки с горшоком, общую активность, некоторые двигательные функции…), для более сложных процессов: мышления, связной речи.. - конечно, нужно время. Но, как говорится, дорогу осилит идущий. Кому с нами по пути, мы готовы оказать посильную помощь и извлечь максимум из возможностей, ограниченных природой.