Лида К. поступила в ноябре 2003 г. в возрасте 6 лет 10 мес. с жалобами на грубое
отставание в психическом развитии.
Из анамнеза: беременность матери протекала без особенностей. Роды вторые, срочные,
со стимуляцией, ягодичное предлежание плода, асфиксия в родах, оценка по шкале
Апгар 6/8. Раннее психомоторное развитие: голову держит с 3 мес, сидит с 2 лет,
стоит с 3 лет, ходит с 4 лет с поддержкой. Фразовая речь отсутствует. Наблюдалась
неврологом с 8 мес с диагнозом: антенатальное поражение ЦНС с задержкой ПМР,
микроцефалия.
Данные объективных исследований перед 1-м курсом ТКМП (транскраниальных микрополяризаций)
ЭЭГ: незрелая возрастная структура биоритмов (низкий уровень электрогенеза-
амплитуда волн не более 5 мкВ, дизритмия). При сенсорных нагрузках (фотостимуляции)
отмечено повышение уровня активности в моторной области коры мозга. Пароксизмальные
формы активности не выявлены.
РЭГ: признаки исходного дефицита пульсового кровенаполнения в бассейне позвоночных
артерий (ПА - на 15-20% по ср. с возрастной нормой), при повороте головы направо
и запрокидывании ее назад - снижение данного показателя еще на 35-40 % в правой
ПА.
Невролог: перинатальное поражение ЦНС с грубой задержкой нервно-психического
развития, спастическая диплегия. Хроническая вертебро-базилярная недостаточность
на фоне краниовертебральной патологии.
Логопед: девочка ласковая, быстро вступила в тактильный контакт. При показе
звуков внимательно смотрит на рот, нравится ощущать вибрации горла при произнесении
звуков. Сопровождает знакомые игры звуком. Получаются слоги "би-би",
звуки "а", "у". Пытается повторять движения, звуки, которые
ей показывают. Движения языка и губ вялые, много непроизвольных движений. Губы
малоподвижные, нет плотной смычки губ. Имеет место слюнотечение. Рука слабая,
плохо захватывает в кулак, но игрушки удерживает. Понимает определенные инструкции.
Имеются элементарные гигиенические навыки, пытается сама есть. Быстро схватывает
стереотипные движения.
Заключение: умственная отсталость в стадии имбецильности. Дизартрия.
Психолог (контакт ситуативный, кратковременный. Девочка доброжелательная. Поведение
при обследовании близко к полевому. Деятельность: неадекватное манипулирование
предметами. На картинках взгляд сосредотачивает при интенсивном стимулировании,
речевые инструкции не выполняет. Помощь взрослого не принимает, при действиях
ее рукой руку старается отдернуть. Положительные и отрицательные эмоции выражает
однотипно: учащенно дышит. Из игрушек внимание привлекла только фигурка мужчины,
остальные не рассматривала, в руки не брала. Указательного жеста нет, исследовательскую
активность проявляла по отношению к предметам мебели, задерживалась только на
обогревателе. Речи нет, только звукокомплексы.
Заключение: умственная отсталость тяжелой степени.
Первый курс ТКМП из 4 сеансов проведен в период с 12.11 по 03.12.2003 г.
Во время сеанса ТКМП № 1 девочка капризничала, вырывалась у мамы из рук. Вела себя так на процедурах почти все время, успокаивалась, только если мама давала соску с молоком. В связи с этим коррекционно-развивающие занятия было решено проводить раздельно с сеансом ТКМП.
Через 7 часов на первом занятии с психологом Лида ведет себя активно, двигательно исследовала пространство в кабинете, а также предложенные дидактические пособия - игрушки. Сосредоточение на картинке более длительное время - до 30 сек. Девочка ведет себя доброжелательно, улыбается, позволяет манипулировать своей рукой. Особый интерес вызвал подвешенный колокольчик: длительное время прислушивалась к звучанию, и несколько раз возвращалась к нему в течение занятия. Активное время занятия - 30 мин. Потом устала, стала "прикладываться" к полу и столу. Ушла с улыбкой.
После сеанса в тот же день, со слов мамы, дочь была агрессивна, остальные дни прошли хорошо: девочка даже стала смотреть телевизор, более внимательно следя за происходящим на экране. Научилась откусывать от твердых кусков еды (раньше ела преимущественно жидкую пищу). Улучшилось понимание речи. Стала показывать, что хочет. Во время езды в транспорте Лиду стало больше волновать все происходящее вокруг.
Через 2 дня после ТКМП № 2 во время занятия отмечено: девочка при встрече улыбается,
пытается обниматься. В помещении оглядывается и направляется сразу к колокольчику
(запомнила, где висит). В течение всего занятия стучит себя по голове игрушками,
ударяется лбом о стены, или стол. Отвлекать от этих действий удавалось с трудом.
Лида несколько успокоилась, перебирая руками песок. Задания с помощью мамы выполняла
тоже неохотно, но менее агрессивно. Руку снова не давала, не позволяла вкладывать
в ладошку игрушки. С интересом только трясла игрушки и слушала звуки.
В течение последующей недели девочка стала более спокойной, больше слушается,
реагирует на новые команды, нормализовалось эмоциональное состояние (нет проявлений
агрессии), ночной сон. Лида лучше ездит в транспорте, спокойнее реагирует на
посторонних.
Сразу после сеанса ТКМП № 3 на занятии скрипела зубами, сжимала кулаки, долго не могла успокоиться, периодически начинала горько плакать. Выполнила несколько заданий с помощью мамы, но не позволяла держать себя насильно. С удовольствием звенела погремушкой, вложила несколько шариков в банку, долго рассматривала картинку матрешки, включала и выключала свет. Аутостимуляции присутствовали все занятие. В течение последующей недели с утра была немного приторможена, к вечеру заигрывалась, долго не могла заснуть. Стала играть в мяч, складывать более мелкие детали, играть в более сложные игры. Все более понятлива, но стала также и более настойчива в своих желаниях, проявляет нетерпение, если ей что-то надо.
Со слов мамы, за прошедшие после 1-го курса ТКМП полгода дома с дочерью стало значительно легче общаться на бытовом уровне. Она выполняет простые просьбы, может показать жестом, что хочет есть (тянет за собой на кухню), не хочет, чтоб ругали (закрывает уши). После отсутствия мамы по работе в течение 3 недель (девочка была в другом доме), дочь впервые демонстрировала обиду: не подходила к ней, приглядывалась. При этом с огромной радостью, вернувшись домой, бросилась к своим игрушкам, кроватке, играла весь вечер и даже ночью, проснувшись, снова играла. В течение дня дома она все время занята своими "делами", более активна в движениях, сосредотачивается на более длительный интервал времени.
Второй курс ТКМП из 4 сеансов проведен в период с 07.04 по 28.04.2004 г.
Логопед: у девочки появилась эмоциональная окраска поведения - явно видно выраженное недовольство, радость, страх. Она лучше понимает ситуативную речь, наказы матери. Но все предметы старается взять в рот, облизать, попробовать. Играть предпочитает лежа. Стала наблюдать за детьми, но на контакт не идет. Новых звукосочетаний в речи нет, но заметно расширился понятийный словарь. Появился жест - ведет за руку к двери, в кухню. Психолог: девочка через полгода узнала кабинет, стала брать знакомые игрушки, подходить к знакомым местам (колокольчик, окно с игрушками). Однако, интерес ситуативный, поведение в начале обследования близко к полевому. Постепенно успокоилась, стала рассматривать картинки и игрушки самостоятельно. При проявлении настойчивости взрослого последовал отказ выполнять задания, но уходить из кабинета девочка не хотела.
По ходу второго курса ТКМП негативных эпизодов не отмечено. Девочка стала более "покладистой", лучше понимает более сложную обращенную речь. Появилось больше звуков в речи. Лида все спокойнее ездит в общественном транспорте, но сама ходить не любит. Стала выделять маму из числа других близких: бежит с радостью навстречу, смеется, пытается повторять ее движения во время мытья посуды и стирки. Быстрее стала адаптироваться к новым обстоятельствам, может по просьбе мамы уйти к себе в комнату и поиграть немного одна (раньше не давала отойти от себя ни на шаг).
По результатам занятий с психологом отмечено: девочка стала сосредотачиваться на картинках до 30 мин, но указательный жест при этом не использует. Предпочитает шарики кубикам при засовывании в соответствующее отверстие (делает выбор). Впервые стала выполнять действия двумя руками одновременно: держала бутылочку и вкладывала в нее палочки. С удовольствием "зажигала" шарик (держа в одной руке) и гасила огонек (с трудом переключили на другое задание). Значительно меньше проявлений аутоагрессии. Рисовать отказывалась. Устав, пряталась под стол, но уходить из кабинета психолога не хотела.
Третий курс ТКМП из 4 сеансов проведен через полгода в возрасте 7 лет 10 мес
в период с 06.10 по 27.10.2004 г.
Логопед: после полугодового перерыва девочка узнала логопеда и кабинет с игрушками,
стала играть с юлой (смогла ее завести). Выполняет инструкции матери: "возьми,
убери, не бери в рот". Уменьшилось слюнотечение, девочка перестала сжимать
кулаки, руки держит свободно. Выражение лица стало более осмысленным.
Пытается делать слабое движение на просьбу "дай…". Увеличилась интенсивность вокализаций, которые постоянно сопровождают действия. Меньше устает от занятий и поездок. Дома стала проявлять интерес к телевизору и компьютеру.
Психолог: контакт с ребенком ситуативный, поведение полевое, имеется отказ от совместной деятельности (затыкает ухо в ответ на предложение поиграть). Действует в основном левой рукой, правую использует редко, но при ее поглаживании разрешает выполнять ее рукой задания. Работоспособность очень низкая, речевые инструкции выполняет при настойчивости мамы. Помощь принимает в ограниченных пределах, в основном от мамы. При настойчивости чужого взрослого проявляет беспокойство.
Восприятие: цвет, форму, размер не знает, не соотносит, не находит по слову. Долго рассматривала в сенсорной комнате пузырьки в трубе, цветовую дорожку и "небо". В деятельности использует силовые пробы, а также неадекватное применение игрушек (крутит, стучит ими). Но смогла по подражанию позвонить в колокольчик, постучать молоточком, надеть колечко на пирамиду. Пирамидку из крупных колец собирает с помощью, из геометрических вкладышей самостоятельно может выложить крупный круг, квадрат и треугольник - только с помощью. Шарики и кубики вкладывает в отверстия без учета формы. Предметы из мешочка сама не вынимает, старается вытряхнуть. На картинках сосредоточение кратковременное. Мелкая моторика плохо координирована, захват кулаком, рука напряжена: может захватить предмет, но действует двумя руками редко. Внимание крайне истощаемо. Мыслительные операции не сформированы. Но есть исследовательские действия: рассматривает оборудование. Поглаживает различные по фактуре поверхности предметов: время контакта недолгое, но взгляд на предметах фиксирует. Речь представлена только звукокомплексами. Может выразить мимикой удивление, страх. После обследования встретила в коридоре двухлетнюю девочку: стала рассматривать ее, улыбаться, издавать привлекающие звуки.
За последующие полгода, со слов мамы, девочка стала эмоционально более стабильной: исчезли резкие перепады настроения, приступы агрессии и аутоагрессии. По месту жительства впервые начала посещать специализированный детский сад и центр реабилитации. Стала заметно усидчивей, чаще проявляет познавательный интерес на занятиях. Дома любимое занятие - игра с кухонной посудой.
Четвертый курс из 4 сеансов проведен через полгода в период с 06.04 по 27.04.2005
г.
Логопед: девочка узнала кабинет и сразу пошла к игрушкам - выбрала яркие, звуковые. Походка ее стала более уверенной: уменьшилась шаткость, дискоординация движений, руки из полусогнутого положения опустились вниз. Улучшилось понимание простых инструкций. Стала более подвижной артикуляция: по подражанию может повторить несложную позу. Увеличилось количество звуков при вокализациях, они стали больше похожи на пение на высоких нотах. Иногда получается звукоподражание (волк- "у-у"). Стала сидеть на занятии за столом до 15 мин. Любит выкладывать различные предметы, появилась реакция на картинки.
Психолог: после полугодового перерыва девочка подошла к тем местам в кабинете, где обычно лежали ее любимые игрушки. Контакт с ребенком первоначально ситуативный, поведение ближе к полевому. Позитивные сдвиги по сравнению с 3-м курсом представлены в виде появления интереса не только к бутылочкам и миска ("еде"), но и к игровым предметам. Стала рассматривать книжки с картинками вместе с мамой: улыбается при этом, показывает ладонью крупные картинки. Не проявляет более при встрече агрессии и аутоагрессии, преобладают положительно окрашенные эмоции. Повысилась моторная ловкость: Лида смогла с помощью взрослого вложить шарик и кубик в банки, погремела ими немного. Легче переключается с одной деятельности на другую.
По ходу курса дома девочка становится все более понятливой: со слов мамы, появились периоды "просветления", когда Лида схватывала все намного быстрее и быстрее реагировала на просьбы. Стали более разнообразными игры. К концу курса коррекционно-развивающих занятий в сенсорной и "мягкой" комнате психолог отмечает: девочка хорошо запомнила расположение предметов в игровых помещениях. Проявляла значительную исследовательскую активность (руками, взглядом, заметно реже - ртом). В отношении дидактических материалов - рассматривала, трогала, изучала звучание, иногда имитировала движение - звенела колокольчиком, ударяла по металлофону, бросала предметы в емкость по просьбе взрослого.
Зрительное сосредоточение увеличилось до 1 мин на картинках, до 3-х мин - на игрушках, до 5 мин - на зрительных стимулах . Световые и цветовые эффекты в сенсорной комнате произвели на девочку сильное впечатление: она длительное время рассматривала светящуюся трубу с пузырьками, светящиеся цветы, движущиеся блики на стенах и потолке, холодный огонь (при этом Лиза хотела потрогать его, но с опаской отодвигала руку, боясь обжечься), позволила уложить себя в сухой бассейн с шариками, смогла расслабиться.
С большим удовольствием Лида исследовала новое для неё пространство в "мягкой" комнате, проявляя значительную двигательную активность. Девочка искала спрятанные "сюрпризы" в карманчиках, преодолевала препятствия, позволяла маме и чужому взрослому выполнять действия своей рукой. Стала предпочитать вкладывание шарика в отверстие, кубик наощупь в мешке отбрасывала. Может вложить с помощью кружок в отверстие, играет с волчком, подолгу следя за движущими объектами внутри. Более уверенно преодолевает препятствия, залезает на горку и скатывается с нее. Но во время рисования красками (пальцем) занимается неохотно, пытается лизать руки. Эмоционально от занятия к занятию девочка становилась более благожелательной, покладистой, дольше сосредотачивала внимание на исследуемом объекте, не использовала аутоагрессию, значительно реже брала правую руку в рот.
Комментарий: таким образом, при организации развивающей среды и целенаправленного обучения ребенок даже с таким глубоким отставанием в развитии на фоне ТКМП может давать положительную динамику в тех пределах, в которых мы можем что-то изменить. Конечно, мы не можем радикально изменить ситуацию и привести к норме умственную отсталость. Но мы видим из примера, что легче стало, в первую очередь, взрослым рядом с девочкой: ею легче управлять, ее можно чему-то научить, ее можно организовать на занятие и получить небольшую передышку для себя после многолетних неустанных ежеминутных забот с минимальной отдачей. Стабилизация эмоционального состояния ребенка естественным образом влияет на эмоциональную сферу ее близких, уменьшая зеркально ее "насыщенность" агрессией, раздражением.
По данным на 2008 г. в развитии девочки сохраняется положительная динамика: она начала с интересом наблюдать за детьми на детской площадке,хотя предпочитает занятия в одиночку. С удовольствием играет с машинами, водой, лучше понимает обращенную речь и выполняет просьбы. Более дифференцированными стали проявлния эмоций по отношению к близким (обида, гнев...). Ребенок постепенно учится пользоваться не только горшком, но и общим туалетом.На занятиях девочка более усидчива - до 20-30 мин за столом. Легче простукивает ритмы, много напевает. Перестала проситься на прогулках в коляску- ходит дольше пешком, не уставая. Проявляет больше самостоятельности - вырывает руку, если может сделать что-то сама.