Н.Ю.Кожушко на основании лонгитюдных исследований биоэлектрической активности мозга по данным ЭЭГ (электроэнцефалографии, проведенной у одних и тех же детей на разных этапах развития) выделены основные признаки относительной "незрелости" (недостаточной сформированности) возрастной структуры биоритмов. На рис.1 приведены ЭЭГ, записанные у девочки Н.Н., перенесшей перинатальную энцефалопатию, с жалобами на лицевые тики и заикание при нормальном уровне развития высших психических функций и речи, - в возрасте 3 лет (слева) и 7 лет (справа). Видно, как в направлении от передних отделов к задним (сверху вниз) растет регулярность основного (альфа) ритма, что характеризует относительную. сформированность теменно-затылочного фокуса данного ритма - в более младшем возрасте менее выраженного и с более медленной частотой.
Рис. 1 (обозначения отведений ЭЭГ см. на рис.2).
Далее на рис. 2-4 приведены примеры основных нарушений пространственно-временных
параметров ЭЭГ у детей с негативными последствиями пре- и перинатального поражения
нервной системы различного генеза в виде отставания в развитии. Несмотря
на разнообразие внешних признаков приведенных ЭЭГ (низкий или высокий уровень
электрогенеза, частота и регулярность ритмов и т.п.), они объединены одним основным
параметром - несформированностью пространственной структуры основного (альфа)
ритма, то есть теменно-затылочного фокуса ритма.
На графике виден рост доли "незрелых" ЭЭГ у детей группы риска (по
отдаленным последствиям перинатального поражения нервной системы): от группы
с нормой развития высших психических функций и речи к группе с различными формами
отставания в развитии (задержки психического развития, умственная отсталость,
аутизм и пр.)
Рис.2
Рис.3
Рис.4: ЭЭГ мальчика Б.В. с последствиями перинатальной энцефалопатии (трудности обучения в школе) слева - в возрасте 5 лет, справа - в возрасте 7.5 лет
Показано, что такой тип ЭЭГ с возрастом сохраняет свои основные особенности,
т.е. "незрелый" тип остается "незрелым" (рис. 4).
Исследования автора позволяют, начиная примерно с трехлетнего возраста, строить
вероятностный прогноз формирования нарушений развития у детей в речевой и/или
эмоционально-волевой сферах. Это позволяет на ранних этапах онтогенеза определить
возможный риск отставания в развитии тех или иных психических функций, социальной
адаптации и принять своевременные и адекватные меры, направленные на минимизацию
последствий перинатального поражения нервной системы за счет компенсации пораженных
функций и стимуляции сохранных звеньев нервной системы, что наиболее эффективно
в раннем возрасте, когда пластичность нервной системы наиболее высока. Это целесообразно
и на этапе подготовки ребенка к обучению в школе, в частности, при выборе школьной
нагрузки, особенно языковой - для выпускников логопедических групп.