КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА

Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми при наличии  аутистической симптоматики

Н. Ю. Кожушко, Е. А. Пономарева, Н. Ф. Бережная

Специалистам детских садов, ра­ботающим с отстающими детьми, нет необходимости долго объяс­нять, как трудно работать с детьми с аутистическои симптоматикой, особен­но если это — основное «ядро» нару­шения (ранний детский аутизм), а не последствия недоразвития речи, кото­рое ограничивает возможности ребен­ка в речевом контакте.

Коррекционная работа в этих слу­чаях упирается в трудность или невоз­можность установления контакта в са­мом начале взаимодействия: ребенок либо никак не реагирует на попытки вовлечь его в игровой процесс, либо мечется по кабинету или даже прояв­ляет признаки агрессии по отношению к педагогу.

Но если не пробовать их чему-то научить, то уровень их «невостребо­ванного» интеллекта, способностей к социальной интеграции неизбежно ка­тится вниз. Многие солидные работы зарубежных коллег по работе с таки­ми детьми ориентированы все-таки на исследования «говорящих» аутистов, то есть доступных в той или иной степени вербальной коммуникации.

В нашем институте созданы инстру­ментальные возможности, облегчающие работу с такими детьми. Мы уже писали об эффектах транскраниальных микро­поляризаций (ТКМП) у детей с задерж­кой психического развития (Дошкольная педагогика. 2005. № 5. С. 4—7). Как и для психологов и дефектологов, для нас дети с аутистическои симптомати­кой — тоже большая проблема. Первые минуты сеанса воздействия (а то и до самого конца) идут нередко под крики, визги детей (особенно «чистых» аути­стов) в напряженных объятиях родите­лей. Приходится терпеть и им, и нам. Поскольку результаты данного вида те­рапии всем участникам процесса обыч­но видны довольно скоро.

Если сравнивать со сроками извест­ных методов лечения и немедикамен­тозной коррекции (это месяцы, а то и годы), то, можно сказать, результаты ТКМП появляются почти стремитель­но — после одного-двух сеансов, то есть через 20—40 минут воздействия в дошкольном возрасте. Это не ре­кламное преувеличение, это — след­ствие комплексного подхода с исполь­зованием знаний психологов и логопе­дов, помноженных на возможности фи­зиологических методов коррекции, под­твержденных патентами РФ.

Что дает ТКМП при работе с аутистами? В первую очередь, это появле­ние возможности вступить в эффектив­ный обучающий контакт между ребен­ком и взрослым (родителем, психоло­гом, педагогом). У детей с РДА (ран­ним детским аутизмом) положитель­ные изменения могут быть первона­чально видны только в пределах при­вычной обстановки. Цитирую родите­лей: «Впервые вечером в машине от­ветил на вопрос: «"Ты устал?" — "Да"»; «Впервые в тот же день сам сходил в туалет (воспользовался унитазом са­мостоятельно при закрытой двери)»; «Через два дня перестали закрывать холодильник на замок, так как ребе­нок открывает дверцу и берет только то, что хочет съесть (обычно откры­вал холодильник и сбрасывал с по лок все подряд)»; «Начал откликаться на просьбы и команды не с десятого раза, и после двух-трех обращений»; «Перестала убегать на улице во вре­мя прогулки» и т. п.

Эффекты первых сеансов могут быть локальными, то есть касаться только частной проблемы, указанной выше, или вызывать системную реакцию в отношении целого ряда психических функций. Это зависит от исходного уровня развития ребенка, компенса­торных возможностей его мозга, осо­бенностей развивающей среды (это видно из приведенных ниже клиниче­ских примеров).

Так, если ребенку 8—9 лет, а он не вступает в контакт даже с членами се­мьи, ест с ложки, ходит в памперсе, ни­где не обучается, только сидит или хо­дит, совершая стереотипные действия, то наши возможности в данной ситуа­ции весьма ограничены. В частности, на первый курс нам может «светить» только освобождение от памперсов, поскольку совершить скачок к мысли­тельным процессам, не пройдя стадию формирования гигиенических навыков, довольно проблематично.

Если же нашему пациенту 3—4 года и, как хорошо известно психологам и ло­гопедам, сензитивный период развития речи еще не так далек, то наши шан­сы на успех значимо возрастают. Еще лучше, если речевая продукция пред­ставлена хотя бы эхолалиями. Как по­казывает многолетняя практика, в этих случаях есть из чего «лепить» обра­щенную речь от первого лица.

Каков диапазон изменений в по­ведении и речевой активности ребен­ка с аутистическои симптоматикой по­сле курса ТКМП и в отсроченной пер­спективе?

Если речь идет о РДА, то это пре­имущественно динамика в отношении понимания речи и, как следствие, повы­шение эффективности обучения. С од­ним и тем же педагогом (психологом) или несколькими постоянными специ­алистами ребенок:

  • допускает тактильный и более продолжительный зрительный контакт во время занятия;
  • демонстрирует снижение агрессив­ных и аутоагрессивных реакций, стере­отипии, эхолалий;
  • быстрее выполняет команды во время занятия, ищет новые задания (заглядывает в ящик с дидактически­ми пособиями), но предпочитает объ­емный материал, работа с плоскопе­чатным материалом (картинками) на­чинается позднее и через «не хочу»;
  • может проявить волевое усилие при завершении работы в заданном объеме, даже если задание неинтересное.
  • В домашних условиях ребенок с РДА (цитирую родителей): «Начинает подда­ваться уговорам, когда нет возможно­сти выполнить его просьбы немедлен­но»; «Перестает устраивать истерики, если в магазине не покупают выбран­ную игрушку, шоколад...»; «Может поси­деть в машине без DVD»; «Разрешает стричь волосы и ногти днем, а не во время сна, как обычно» и т. п.

    Из этого в ближайшем будущем про­истекает возможность попасть в дет­сад в коррекционную группу или даже в логопедическую, и тогда уже под чут­ким руководством специалистов, име­ющих опыт работы с такими детьми, двигаться дальше.

    В чем трудность работы с детьми с РДА, точнее, с их родителями на дан­ном этапе? Нарушение коммуникатив­ных функций, то есть базовой соци­альной потребности, стимулирующей речевую инициативу, приводит к тому (мы уже говорили об этом), что поло­жительные сдвиги у аутистов идут в от­ношении качества импрессивной речи, понимания контекста и оттенков обращенной к ним речи. Собственная ре­чевая активность, особенно при пер­вом обращении к нам в возрасте 5—6 лет, когда нет даже лепетных слов (есть только крики и завывания), остается на уровне, близком к нулю. Нередко это дезориентирует родителей («А зачем учить, если не говорит?») и даже спе­циалистов («Он у вас дебил, что я его буду проверять?»). Как ни удивительно, но их можно научить даже читать и пи­сать. Если что-то «позарез» нужно, то ребенок может и попросить.

    Бывают случаи, когда первый курс даже в маленьком возрасте (3—4 года) проходит «по нулям», и первое время мы даже рекомендовали родителям, если не будет отсроченного эффекта в те­чение 1—1,5 месяца, более не тратить время на повторные курсы. Однако и у таких пациентов процесс все же идет.

    Приведем несколько примеров ра­боты с детьми, когда период наблюде­ния — 1,5—3 года, даны оценки спе­циалистов в начальный период коррек­ции с использованием ТКМП и состоя­ние дел на сегодняшний день.

    1. Матвей М.___________

    Первое обращение в институт в возрасте 3 лет, за 1,5 года прошел 5 курсов ТКМП по 4—6 сеансов за курс, сеанс — 20 минут. Первичное заклю­чение из ДОУ для детей с ограничен­ными возможностями: «За время пре­бывания в коррекционной группе дина­мика развития минимальная, в контакт со взрослыми и детьми не вступает, на просьбы не реагирует, малоэмоционален, безразличен. Задания на опреде­ление сенсорных способностей, мыс­лительной деятельности и т. д. не вы­полняет. Речь отсутствует». Поведение в ситуации обследования — полевое. Клинический диагноз — ранний дет­ский аутизм.

    После первых сеансов начал повто­рять простые слова, появилось любо­пытство по отношению к внешним со­бытиям, картинкам в книжке. Занятия за столом с дидактическими пособия­ми дома и в детском саду по-прежнему неэффективны, сложные инструкции ре­бенок не понимает (не выполняет). По­явился указательный жест, обращенной речи нет, при необходимости мальчик тянет взрослого за руку, показывая, что ему нужно.

    На сегодняшний день (мальчику ис­полнилось 5 лет) посещает коррекци­онную группу детского сада, есть об­ращенная речь (но от третьего лица: «Матей едет на машине»). Детей не избегает, может подойти, улыбнуться.

    Из заключений специалистов: в контакт ребенок вступает сразу, спокойно, с улыбкой. Работоспособность повысилась, но сохраняется тенденция к утомлению при интеллектуальных нагрузках. Появился познавательный интерес к занятиям, в основном — на игровом материале, есть интерес к на­писанию цифр. Параметры восприятия: форма — вкладывает все шесть фигур, сам не называет, однако по примеру взрослого может назвать круг, треуголь­ник, овал, звездочку; размер — «большой», «маленький» — знает, сортирует, сам называет. Размерный ряд из трех элементов выкладывает самостоятель­но, из шести — затрудняется (требу­ется помощь взрослого). Мышление (анализ-синтез): разрезные картинки из трех по вертикали собирает самостоя­тельно. Счет: цифры узнает до 3, мо­жет назвать числовой ряд по порядку. Речь: малоэмоциональная, недостаточ­но понятна для окружающих; но пони­мает обращенную речь в более слож­ных конструкциях, выполняет несложные просьбы. Активный словарь увеличил­ся, но пассивный словарь шире. Сло­говая структура речи: увеличилась до 4—5 слогов. Грамматический строй речи: недоразвитие лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонен­тов речи. Речь фразовая из 4—5 слов, аграмматичная (ошибки согласования). Связная речь: мальчик может расска­зать, что происходит дома, но неред­ко ограничивается перечислением со­бытий и. предметов.

    Положительный процесс, как мы ви­дим, идет но в настоящее время ослож­няется тем, что учебная нагрузка в дет­ском саду недостаточная и не соответ­ствует диагнозу ребенка, дома — прак­тически отсутствует и это, конечно, сни­жает скорость формирования отстаю­щих функций.

    2. Гоша К.______________

    Первое обращение в институт в воз­расте 5 лет. Речевой анамнез: гуление с 4 месяцев, лепет с 7 месяцев, пер­вые слова с 1 года, фразы — с 2 лет. После падения на детской площадке от­мечен «откат» в речевом развитии. Из заключения логопеда массовой группы ДОУ: «В контакт с детьми и взрослыми не вступает, на имя не откликается, ле­жит на ковре, если шумно — выходит в раздевалку, но агрессии к детям не проявляет. По мере привыкания к груп­пе допускает совместную игру с одним ребенком, может попросить у взрослых («дай»), понимает простые инструкции».

    По данным обследования в ИМЧ РАН психолог заключает: уровень актуального развития ребенка значитель­но ниже возрастной нормы. Поведение в ситуации обследования — полевое. Трудности в обучении обусловлены на­рушениями коммуникативных навыков, задержкой речевого развития. Имеется нарушение детско-родительского вза­имодействия (попустительство), ранняя компьютеризация игровой деятельно­сти. Клинический диагноз — ранний детский аутизм.

    При проведении ЭЭГ-обследования ребенок кричал и выл без перерыва, сдирал с головы шлем с электрода­ми, несмотря на уговоры и физические усилия родителей по удержанию, показ мультфильмов на своем DVD и другие адекватные меры в ответ на неадек­ватное поведение.

    За период 1,5 года проведено 4 курса ТКМП по 6 сеансов за курс, сеанс — 20 минут Первые сеансы шли под завывания под постоянным физическим контролем одного (но уже не двух!) из родителей. После первого сеанса поя­вился указательный жест и называние отдельных предметов, первые ответы на вопросы. Затем по ходу первого курса отмечено (в порядке упоминания в отчетах родителей и протоколах специа­листов): исчезновение ночного энуре­за, мальчик перестал бояться ходить в туалет, начал по речевой просьбе за­канчивать игру на компьютере, пере­стал есть руками и начал пользовать­ся ложкой по собственной инициативе, начал играть в настольные игры, в речи появилось больше новых слов, присут­ствуют постоянные вокализации и т. п. Положительная динамика сохранялась в указанных направлениях и после окон­чания курса. Через 5 месяцев психо­лог при тестировании отмечает выра­женный подъем познавательного ин­тереса, интеллектуальной работоспо­собности, коммуникативных навыков. К моменту повторного обследования ребенок достаточно успешно адаптиро­вался к логопедической группе массо­вого детсада (среди неговорящих де­тей «не очень выделяется», так как кон­тактов с ними не избегает, заглядыва­ет в глаза, целуется; выполняет вме­сте со всеми необходимые групповые действия по просьбе воспитателей). Речь малопонятная, но эмоционально окрашенная, словарь собственных слов большой (более сотни). Эмоциональная часть психической деятельности изме­нилась и по другим параметрам: при просмотре мультфильмов появилось по­нимание чужих эмоций и сопережива­ние им (плакал во время сеанса, ког­да обидели одного из героев), дома мальчик стал допускать контакт и игру с отцом, которого ранее устойчиво иг­норировал. Перестал в машине требо­вать DVD — начал смотреть в окно. После 4 курсов ТКМП в сочетании с коррекционно-развивающими заня­тиями статус ребенка на сегодняшний день оценивается следующим обра­зом: устойчивое повышение интеллек­туальной работоспособности, маль­чик не только выделяет, но и называ­ет сам основные цвета, формы и фи­гуры. Знает основные обобщающие по­нятия, собирает разрезные картинки из 4 частей. Считает до 10, называет буквы. В речи появилось много глаго­лов, начал отвечать на вопросы, играть с детьми в детском саду в сюжетные игры и пр. С ребенком постоянно за­нимаются в детском саду и дома, что видно по скорости формирования но­вых знаний и умений.

    3. Феликс Ж.____________

    Первое обращение в возрасте 5 лет с диагнозом РДА. За 3 года про­шел 7 курсов ТКМП по 5—7 сеансов за курс, сеанс — 20 минут. Поведе­ние в ситуации обследования растор­моженное, при настойчивости взросло­го — агрессивное (добивается своего через крик), перцептивные пробы дела­ет с отдельными затруднениями, тесты на мыслительные операции не выпол­няет. Психолог оценивает актуальный уровень психического развития ребен ка ниже возрастной нормы; трудности в обучении обусловлены нарушением коммуникативных функций, задержкой речевого развития, несформированно-стью мыслительных операций.

    После первых сеансов мальчик дома стал заметно спокойнее, начал расти активный словарь, в том числе обращенная речь («Мама, дай мне...»). На индивидуальных занятиях занимается по часу

    К настоящему времени специали­сты отмечают: мальчик легче вступает в контакт, не требуется повторения зада­ний, может даже в новом месте вести себя адекватно ситуации. Счет в преде­лах 100, счетные операции в пределах 10, но нет понятия состава числа. Общее звучание речи: сохраняется скандированность. Расширился понятийный словарь. Слоговая структура речи на­рушена. Фонематический слух: выделя­ет начальный звук, на письме пропускает гласные и согласные при стече­нии. Грамматический строй речи: про­стая фраза с аграмматизмами. Связная речь: присутствуют эхолапии, есть и обращенная речь. Чтение: читает по слогам, понимает прочитанное в азбуке. Письмо: пишет слова печатными буквами.

    Такие дети, конечно, сохраняют свои особенности и в более позднем воз­расте (см. рис.: внутренние страхи, тре­вога и опасения контактов с внешним миром видны в изобилии острых ли­ний, причудливости форм). Наша за­дача — повысить возможности их со­циализации, интеграции в детский кол­лектив, а позднее — во взрослый, если нет реальной возможности полностью избежать контактов в обществе (а ее, конечно, нет).

    Катамнез у наших пациентов в целом благоприятный (особенно если аутисти-ческая симптоматика идет как компо­нент в структуре ЗПР, а не как основ­ной диагноз РДА): индивидуальное обу­чение в коррекционной школе, речевой школе, даже массовой, если родители и педагоги не опустили руки. Ирония судьбы: двое наших первых пациен­тов в прошлом году (им сейчас 12—13 лет) проходили обследование у психи­атров, которые вели их с раннего возраста с диагнозом РДА, подтвержден­ным и в Москве, и даже за рубежом. Каков их вердикт? «У аутистов такой выход не бывает, значит, мы ошиблись с первичным диагнозом». Почти цита­та из письма «К ученому соседу» А. П. Чехова: «Этого не может быть, потому что не может быть никогда».

    Мы довольно часто слышим от родителей, что специалисты разного про­филя настоятельно советуют «не тра­тить деньги попусту, сдать ребенка в интернат» и пр. Иногда такие исходы неизбежны, но пока у нас есть шанс помочь детям и родителям, мы долж­ны его реализовывать. На сегодняшний день у нас под наблюдением около 50 детей с РДА, и попадают они к нам не по направлению учреждений, их приво­дят в основном наши же пациенты, ко­торым мы помогли. Этот путь оказался более коротким, чем контакты с офи­циальными учреждениями.

    В отношении медикаментозной кор­рекции поведения надо отметить, что практически по ходу первого курса ТКМП или после него наши пациенты постепенно перестают принимать ней­ролептики (респолепт, неулептил), по­скольку в них отпадает необходимость: дети более контактны, адекватны, управ­ляемы. Снижение дозы нейролептиков, «придавливающих» не только патологи­ческие реакции, но и снижающих уро­вень бодрствования в целом, постепен­но высвобождает внутренние ресурсы ребенка, активирует его компенсатор­ные возможности. Лишь двое из наших пациентов перешли с постоянного на сезонный прием препаратов — в пе­риод весенне-осеннего обострения, когда дети становятся эмоционально нестабильными, проявляют агрессию к близким, а также реакции аутоагрессии.

    Каков предел наших возможностей? Родители обычно так формулируют свой вопрос: «Как рано нужно начинать и как долго нужно делать ТКМП?» Пока еще трудно его обозначить точным сроком. Если речь идет об РДА, то здесь есть свои возрастные особенности. Связа­но это, как нам кажется, с тем, что он­тогенез в большинстве случаев (если не брать в расчет случаи с потерей слуха, зрения и другие сенсорные де­фекты) связан с обучением через речь взрослого. И если у аутистов базовая потребность в человеческом контакте снижена (нарушение коммуникативных функций), то чем дальше от сензитив-ного периода развития речи, тем мень­ше вероятность успеха.

    В 5—6 лет еще возможно «развер­нуть» ребенка к эффективному взаимо­действию сначала с близкими, а затем и с узким кругом посторонних людей. Но в 8—10 лет, особенно если ребе­нок и дома никак не проявляет своих познавательных потребностей и навы­ков: не рисует, не поет, не пользует­ся компьютером, у него не сформи­рованы бытовые и гигиенические на­выки, нет систематического обуче­ния, — вероятность появления пози­тивных сдвигов в тех пределах, о ко­торых упоминалось выше, минималь­ная. Времени на то, чтобы перевести эти изменения даже в разряд умерен­ных положительных, нужно несравнимо больше, а родительские силы к этому возрасту уже на исходе.

    Еще один вопрос, который часто задают родители и специалисты: «А он перестанет быть аутистом? Ну хоть когда-нибудь?» На этот вопрос ответ скорее отрицательный, чем положитель­ный. Характеристики поведения, речи, предпочтения в деятельности все рав­но имеют свои особенности, но прояв­ляются, безусловно, в менее вычурном, более социально приемлемом виде.

    Если мы сравним их сегодняшних с теми, какими они к нам пришли, то, как говорят сами родители, «это небо и земля»: с ребенком можно ездить в общественном транспорте, брать с собой в турпоездки, с ним можно «договориться» в спорных ситуациях (он становится более послушным, в хо­рошем смысле этого слова), он доль­ше и охотнее занимается. Но! Любая медико-педагогическая комиссия сравнивает его с возрастной нормой, и почти всегда — не в его пользу. И это тоже — реалии нашей жизни. Грустно, что трудности воспитания и обучения таких детей родители тянут практиче­ски в одиночку.

    Дошкольная педагогика / Май / 2010

    Hosted by uCoz