Задержка психического развития (ЗППР) с аутистической симптоматикой


Эдик поступил на лечение в 3 г.3 мес. с жалобами на отставание в психоречевом развитии.

Данные анамнеза: Ребенок от 2 беременности. Беременность протекала с токсикозом 1-2 половины, угроза выкидыша на 24-37 неделе. В течение беременности мать перенесла нервный стресс. Роды в срок, проводилась стимуляция родовой деятельности, ребёнок закричал сразу, вес- 3700 г, рост 51см. К груди приложили на 2 сутки, сосал активно. Психомоторное развитие: головку держит с 3 недель, сидит с 6,5мес. стоит с 9мес. ходит с 1 года. Гуление и лепет по возрасту. Со слов бабушки, в возрасте 3 мес. замедленно реагировал на окружающих, не было комплекса оживления при подходе к матери. Сам на руки не просился, но когда брали, не плакал и не просился обратно. Не любил в комнате оставаться один, начинал беспокоиться. Если брали на руки чужие, искал глазами мать или бабушку. С 3 месяцев проявлял интерес к игрушкам: музыкальным, вертящимся. Брал игрушку в руки, тянулся к телефону. В дальнейшем сидя в манеже, рассматривал положенные игрушки, оречевлял. На имя не реагировал.

С 1,5 лет стали замечать хождение на цыпочках. Невропатолог отметил повышение мышечного тонуса. Поставлен диагноз: последствия перинатальной энцефалопатии в виде синдрома задержки психоречевого развития, эписиндрома в форме пароксизмов в виде атипичных абсансов. (с 1,5 до 2 лет частые, с 2-х - редкие). Плохо спал, просыпался. Ночью плакал с закрытыми глазами. К 3 годам сон стал спокойнее. В этом же возрасте начал опираться на полную стопу при ходьбе. Стал внезапно подходить куда-нибудь и ударяться головой, подпрыгивал, бил себя по лицу. Обращения не было. Если хотел есть или пить, тянулся рукой.

С 3 лет пошел в д/с. Страха перед детьми не испытывал, не контактировал, просто смотрел.

Осмотр невролога: от 25.05.2001: отчетливых очаговых симптомов нет. Мышечный тонус дистонический, повышен в разгибателях ног, стопа - в варусной установке, осанка вялая, лопатки "крыловидные", справа больше, чем слева. Сухожильные рефлексы снижены, быстро угасают,. Речь на уровне звукосочетаний, обращенную речь понимает. Игровые действия по возрасту, контактный.
Диагноз: ОНР, задержка речевого развития на резидуально-патологическом фоне, пирамидная недостаточность легкой степени, гипертензионный синдром в стадии субкомпенсации. Прошли курс медикаментозного лечения, остеопатии, в том числе за границей.

Осмотр логопеда (март 2001 г.): на приход логопеда выбежал в коридор, смотрел с интересом. Страха не испытывал, но близко не подходил. Бесцельно бродил по комнате. Пытался доставать игрушки, но не показывал, а просто ставил посередине комнаты. Отсутствует отклик на имя, на другие обращения. Отсутствует жестовая речь. Может очень короткое время следить за движущейся игрушкой. Реагирует на звучащую игрушку, сам включает музыкальные игрушки. Вложил фигуры в пазы. Счет - до 5, считает с радостью, смеется,. при счете называет первые слоги. Избирательная ответная реакция на слова. При прощании сказал "пока" и махал кистью руки.
Заключение: грубая задержка психоречевого развития с аутистическим поведением. Первые несколько занятий совсем не сидел ("полевое" поведение). Не было зрительной фиксации на предмете. Следил за игрушкой только тогда, когда ее доставали из пакета, или если она двигалась. Совместно играл только в те игры, где надо было что-то складывать. От сюжетных игр отказывался, начинал бесцельно бродить по комнате. Если игра заинтересовала, то мог в течение 7 минут с ней играть. На словесные инструкции не реагирует. Положительную динамику давал очень медленно. Был рекомендован на курс ТКМП.

Первый курс проведен в период с 28.05.2001г. по 18.06.2001 г.

ТКМП № 1 первого курса проведена 28.05.2001 г. т в течение 15 мин, ТКМП № 2 проведена 4.06.2001 г. ТКМП № 3 проведена 9.06.2001 г. В течение последующих недель отмечено: мальчик стал немного понимать словесные инструкции, сидеть по 10 мин. за столом, рассматривать предметы. Стал играть в совместные с логопедом или психологом игры - катать шары через ворота, выкладывать пирамидку, играть в игру "Почтовый ящик". Мальчик собирает любые геометрические формы из частей, если увидит образец, как надо делать. Отмечены выраженные эхопраксии. У ребенка прекрасная зрительная память. Знает цифры до 16, пытается их писать, Все, что связано со счетом, его успокаивает. На некоторых заданиях как бы застревает, быстро образуются стереотипии, с большим трудом переключается с них. На невербальном уровне различает цвета и оттенки. Нет игровой деятельности, игрушками только манипулирует. К концу месяца отмечено появление интереса к картинкам, стал пытаться рисовать круги, полоски, следит за рисунком взрослых. Стал чаше повторять слова, но только на занятии в определенных случаях. Стал следить за сюжетной игрой, слушать небольшой рассказ, но не по книге. Может рассмотреть картинки в книге, но делает это редко. Стал спокойнее на занятиях.

Осмотр логопеда (сентябрь:2001 г): на занятиях сидит, не бегает по комнате. Радуется приходу логопеда. Выполняет некоторые поручения: "Выключи телевизор!", "Дай пластилин" и др. Пытается обводить по трафарету, дорисовывать колеса у машины.. Любит на картинках разглядывать людей, особенно детей. Постоянно стал оречевлять свою деятельность повторением различных слогов. "Строитель" собирает по цветовой гамме, не путает. Все предметы выстраивает друг за другом и не дает переставлять. Свободно стал собирать пирамидку, формы разного объема.

Второй курс проведен в период с 4.09.2001 г. по 24.09.2001 г.

Третий курс ТКМП проведен в период с 26.11.2001 г. по 10.12.2001 г. (по 3-5 процедур на курс).

Осмотр логопеда (после третьего курса- декабрь 2001 г.): мальчик спокойно сидит на занятиях при смене деятельности до 45 минут. Стая понимать ситуативную речь, выполнять простые поручения. Занимается с желанием, сак ставит стол, несет пособия. Улучшилось внимание, стал легко переключаться на другую деятельность. Пытается повторить за логопедом мимические движения лица, звуки. Появилось много новых звуков, немного увеличился словарный запас. Стал помогать строить разные постройки. Появился простой сюжет в игре, пытается повторить игру детей в группе. Любит работать с пластилином, рисовать, играть со строителем, клеить аппликации .Соотносит рисунок с контуром и аккуратно наклеивает по образцу. Сам рисует солнце и лучи, тучу и дождик. Лепит ноги у животных на то место, где они должны быть. Хорошо развито пространственное восприятие: собирает геометрические фигуры, на листе бумаги четко знает, где верх, где низ листа, знает, где верх в комнате. Стал соотносить цифры с количеством пальцев в пределах 5.

Осмотр логопеда: ( через 4 мес после третьего курса ТКМП- апрель 2002 г.): появилось много слов существительных и небольшой набор глаголов. Стал повторять слова, предложения. При самостоятельной речи употребляет часто только первый слог или ударный слог слова Активный словарь очень беден, предложений 2-3, но при показе картинок знакомых животных называет. Подбирает парные картинки. Находит знакомые предметы уже на других предметах (колготках, картинках, футболках и т.д.) и сам их называет. Стал повторять за матерью стишок. Стал проявлять агрессию по отношению к детям и взрослым, но если удивишься и спросишь: "За что ты ударил?", начинает гладить. Постоянно от воспитателей требует внимания. Сам вырезает и наклеивает части тела, детали машин и т.д. Пытается раскрашивать картинку в пределах контуров, но не всегда получается. Карандаш держит в кулаке, но если поправишь, держит правильно, но не долго. Ножницы держит правильно, начинает вырезать круги, овалы получаются хуже, рисует головонога вместо фигуры человека. Счет до 12. Узнает цифры в часах, если вместо цифр палочки, может показать и назвать по порядку.

Осмотр психолога (через полгода после третьего курса- от 6.06.2002 г.): контакт постепенный, задания выполняет с удовольствием, интерес к играм есть, но избирательный: лучше работает с объемным материалом, хуже- с картинками. Поведение в ситуации обследования- адекватное. Темп работы- средний. Ребенок импульсивный, может не довести дело до конца. При стимулировании заканчивает его без резких реакций негативизма. Работоспособность средняя, требуется постоянная смена деятельности. Восприятие: геометрические формы и вкладыши делает с помощью проб и примеривания, простые- зрительно. Цвета показывает, соотносит. Инструкцию слышит, выполняет. Внимание неустойчивое, истощаемое. При интересе- трудности переключения. Помнит, где и какие игрушки лежат, где задания, помещение для занятий. После третьего курса ТКМП в динамике более устойчивое внимание, работоспособность. Эмоциональный фон положительный. В группе д/с тянется к детям, повторяет все игры. На групповых занятиях неусидчив, ходит по группе.

Четвертый курс проведен в период с 10.06.2002 г. по 8.07.2002 г.

Осмотр логопеда ( через полгода после четвертого курса ТКМП - от 29.01.2003 г.) перед пятым курсом: появилась простая фраза, соотносит ее с ситуацией. Слушает сказки в простом изложении с опорой на картинку. Много эхолалий, повторяет слова, когда сам чем-то занят. Проявляет интерес к книгам. Знает понятия "овощи, фрукты, животные, одежда". Узнает буквы в книгах.

Осмотр психолога: (через 8 мес после четвертого курса ТКМП -от 5.02.2003 г.): контакт постепенный, через маму. Задания выполняет с удовольствием. Интерес избирателен - с картинками работает только со стимулированием. Темп работы с объемным материалом быстрый, с картинками средний. Поведение в ситуации обследования адекватное. Работоспособность - средняя, но более длительно работает без смены деятельности. Перцептивные задания: - классифицирует по цвету, складывает пирамиды с учетом формы, цвета и величины. Использует зрительное соотнесение и целенаправленные пробы. Инструкции выполняет полностью. Эмоциональный фон положительный. Причинно-следственные связи не устанавливает даже на простых картинках. После 3-х уроков - выложил правильно последовательность картинок. Внимание устойчиво при интересе, на речевом материале крайне истощаем. Зрительную и слуховую память не удалось проверить. Но по реакциям можно судить, что часть предъявляемого материала мальчик помнит.

Пятый курс ТКМП проведен в период с 5.02.2003 г. по 4.003.2003 г.

На контакт с психологом пошел сразу, в процессе занятий активен, целеустремлен, настойчив, работоспособен- удерживает темп работы на протяжении всего занятия. Познавательный интерес на среднем уровне. Практически все задания, связанные с невербальным интеллектом, выполнял правильно. Дифференцирует хорошо по форме, цвету, размеру, знает, но не всегда называет фигуры, предметы. Внимание на протяжении занятия достаточно устойчиво. Повторял слова на протяжении занятия только после просьбы. Произношение нарушено, понимает при обращении простейшие инструкции (односложные предложения) или показ.

Появилась динамика в речи - мальчик стал называть предметы и понятия. На вопрос что это, как называется, иногда сам отвечает. Соотносит предметы с определенным классом - посуда, игрушки, обувь, что говорит о начале формирования обобщений, понятийной сферы. Стал более целеустремленным, даже если задание сложное, прикладывает волевые усилия, чтобы решить до конца. Стал обращаться с просьбами, хотя не всегда грамматически оформленными.

Через 2 недели после курса (19.03.2003 г.) логопед отмечает: появились окончания в словах, хотя еще не совсем правильные. Стал рассказывать, что происходит в д/с. Появились счетные операции (1+3=4). В речи много эхолалий, но уже четко прослеживается фразовая речь. Лучше стал понимать обращенную речь.

Через полгода после курса логопед отмечает (от 24.9.2003): увеличивается понимание речи окружающих, стал понимать более сложные предложения и инструкции. Мальчик стал адекватно отвечать на вопросы, читать стихи, играть в игры. Быстро схватывает компьютерные игры, пытается читать. Стал четко дифференцировать отношения с девочками и мальчиками. Стал более подвижный. Стал смотреть мультики, потом лепить сюжеты. Фразовая речь с аграмматизмами.

Через 11 мес после пятого курса ТКМП (январь 2004 г.) отмечено: стал употреблять уменьшительно-ласкательные суффиксы, различает единственное и множественное число. Стал более любознателен, задает вопросы. По данным логопеда в мае 2004 г (через 15 мес после пятого курса ТКМП).: читает глобально около 20 слов, пытается сливать при чтении звуки в слоги, может подбирать слова на определенную букву. Составляет предложения из 3-4 слов, отвечает на вопросы "где?", "когда?". Но путает временные понятия (вчера, сегодня…), время дня, хотя на картинке день и ночь различает сразу. Эмоции более дифференцированные (радость, гнев, возмущение). Стал пробовать отвечать на вопрос "почему?". Иногда стал употреблять местоимения "я" и "ты". Игра сюжетная, с использованием примитивного диалога. Есть небольшие пересказы, Эдик стал больше интересоваться людьми на картинках. Счет и счетные операции присутствуют в пределах 10 как в уме, так и на палочках.

Через год во время в начале очередного курса ТКМП психолог-дефектолог отмечает в динамике следующее: уровень работоспособности, продуктивности во время занятий выше среднего, равно как и познавательный интерес. Параметры восприятия, зрительной памяти оцениваются как соответствующие возрастной норме. Круг представлений об окружающем мире также существенно вырос (мальчик изредка путает названия некоторых животных, рыб). Мышление преимущественно наглядно-образное, наглядно-действенное; словесно-логическое сформировано недостаточно: с операциями на анализ-синтез, сравнение мальчик справляется в основном на предметном материале, не всегда грамматически верно обосновывая свои ответы; выполняет также задания на обобщение, классификацию, находит «4-й лишний» и правильно объясняет свой выбор. Речь при этом построена простыми фразами, страдает аграмматизмами. Определенные трудности возникают при выполнении заданий на счет, с новым дидактическим материалом. К концу курса специалист отмечает повышение устойчивости внимания, усидчивости, произвольной регуляции деятельности (мальчик старается выполнить все предложенные задания). Ребенок успешнее справляется с заданиями на вербальном материале, с тестами на обобщение, классификацию (уже по понятийным признакам). Значимо выросла собственно речевая активность (мальчик много говорит сам, задает больше вопросов), но сохраняются аграмматизмы, трудности при согласовании членов предложения, пропуски или неверное употребление окончаний, родо-видовых категорий, числительных.

В настоящее время (2007 г.) по данным психологического тестирования актуальный уровень развития ребенка оценивается как несколько сниженный по сравнению с нормой за счет отставания словесно-логического мышления, истощаемости внимания, отставания в развитии эмоционально-волевой сферы. Мальчик учится во 2-м классе речевой школы: в индивидуальном режиме более успешно, так как при работе в классе быстро отвлекается с соответствующим снижением успеваемости до 3-4-х баллов. Мальчик по-прежнему испытывает трудности при выполнении инструкций на слух, значение многих слов понимает буквально. Пишет грамотно, ошибки допускает только в малознакомых словах (справляется с выделением корня слова, окончания; знает части речи и не путает их при определении). Считает в уме в пределах 100, действия с большими числами легко решает «в столбик», таблицу умножения пока знает нетвердо. Хорошо ориентируется в географических и астрономических картах, марках машин. В социальном плане мальчик отстает от сверстников: он эмоционально наивен, проявления его чувств не соответствуют возрасту, он часто беседует сам с собой, проговаривая наиболее значимые ситуации из школьной жизни или из телевизионных передач (рекламы).

Посмотрите на странички из тетрадей по математике и русскому и вернитесь к началу истории, чтобы вспомнить, каким Эдик к нам пришел. Совместные усилия наши имеют вполне достойный результат, хотя восприятие ребенком себя в окружающем мире остается весьма своеобразным (посмотрите на его рисунки, приведенные после тетрадных листов).

Hosted by uCoz