Частичная атрофия зрительных нервов


Костя С., поступил в октябре 2002 г. в возрасте 2 г. 4 мес с жалобами на отставание в психоречевом и моторном развитии, нарушения зрения.

Из анамнеза: беременность протекала без особенностей, родился в срок с массой тела 3850 г, длина тела 54 см., безводный период 3 часа, балл по шкале Апгар 7/8. Состоял на учете у невропатолога с диагнозом: ПЭП гипоксически-ишемического генеза, судорожный синдром, синдром мышечной гипотонии, синдром гипервозбудимости, атрофия сетчатки смешанного типа, нистагм. Несмотря на предварительный диагноз полной слепоты (и предложение сдать ребенка в интернат), со временем в результате лечения (фармакотерапии, мануальной терапии) мальчик стал различать яркие предметы, реагировать на свет. В возрасте 2 лет ходит с опорой, речь представлена отдельными словами. Посещает специализированный д/с с диагнозом: ПЭП, пирамидная недостаточность, абиатрофия сетчатки смешанного типа обоих глаз, нистагм. ЗПМР.

Данные объективных исследований:
НСГ: умеренные диффузные изменения резидуального характера, больше в правом полушарии.
МРТ : без патологии.
ЭЭГ (перед 1-м курсом ТКМП): незрелая возрастная структура биоритмов- низкий уровень электрогенеза, слабые регионарные различия за счет присутствия основного ритма в виде отдельных групп деформированных альфа-волн с небольшим повышением уровня активности при фотостимуляции.
РЭГ (перед 1-м курсом ТКМП): повышение тонуса сосудов мелкого калибра, признаки затруднения венозного оттока в ВББ.

Невролог: последствия перинатального повреждения нервной системы смешанного генеза. Гипертензионно-гидроцефальный синдром в стадии субкомпенсации, ЗПМР. Вертебро-базилярная недостаточность?

Офтальмолог: при наличии исходно непостоянного сходящегося косоглазия, нистагма смешанного типа, пигментной дегенерации сетчатки обоих глаз, слабовидения в динамике наблюдения ( в период перед 1-м курсом ТКМП) отмечены позитивные сдвиги в виде появления устойчивой фиксации на предметах, слежения за ними, уменьшения амплитуды нистагма.

Психолог-дефектолог (ДОУ- перед 1-м курсом ТКМП): нарушение моторных и психоречевых функций- мальчик отвергает целенаправленную деятельность, говорит только отдельные слова, самостоятельно не ходит (предпочитает ползать). Имеет место дефицит когнитивных функций, интеллектуальная недостаточность. Эмоционально лабилен, поведение полевое. Ребенок занимается по индивидуальной программе.

Первый курс ТКМП из 5 сеансов проведен в период с 23.10. по 20.11.2002 г.

После 1-ой ТКМП (со слов родителей) сын стал больше спать днем, возбуждения не отмечалось. Начал ходить сам без опоры, но пока в пределах комнаты. После 2-ой ТКМП стал переходить из одной комнаты в другую, не натыкаясь на препятствия. Появилось сосредоточение: может сам достаточно долго чем-нибудь заниматься. После 3-й ТКМП сохраняется тенденция к повышению двигательной активности (ходьбы), пытается учить за мамой стихи. После 4-й ТКМП стал играть с мячом, повторяет за взрослыми все слова. Стал лучше видеть: впервые из окна машины стал замечать предметы на улице.

Через 2 мес после курса ТКМП в январе 2003 г. со слов родителей отмечено, что у мальчика сохраняется тенденция к нарастанию активного словаря, он может заучивать стихи, любит слушать музыку.

Психолог ДОУ (через год после 1-го курса ТКМП): имеет место улучшение общего состояния ребенка- мальчик стал более спокоен, настроение менее лабильно, хотя аффективные вспышки еще наблюдаются. Смягчилась симбиотическая связь с мамой, отношения перешли в ситуативно-деловое общение. Улучшилась игровая деятельность: проявляет интерес к различным предметам, игрушкам, однако элементов сюжетной игры пока нет. В игровой деятельности и ориентировке в пространстве использует все виды зрительной стратегии. Вступает в контакт с психологом, понимает обращенную речь, адекватно отвечает на элементарные вопросы. Говорит предложениями в "телеграфном" стиле, речь от третьего лица. В психосенсорном развитии наблюдаются элементарные элементы восприятия. Сохраняется крайне низкий уровень когнитивного развития, гиперактивность.
Заключение: глубокая задержка психомоторного и эмоционального развития.

Второй курс ТКМП из 4 сеансов проведен через год (в возрасте 3.5 года) в период с 17.12 2003 по 14.01.2004 г.

В д/с мальчик переведен в группу более высокого уровня подготовки. Словарный запас продолжает нарастать (даже "чересчур"- со слов мамы). Пользуется очками, ходит и сидит, сильно запрокинув голову назад.

ЭЭГ (перед 2-м курсом ТКМП): отмечена положительная динамика в виде существенного нарастания активности в диапазоне основного (альфа) ритма с соответствующей пространственной организацией, что характеризует определенную степень возрастной зрелости структуры биоритмов.

Психолог-дефектолог ДОУ (перед 2-м курсом ТКМП): моторное развитие не соответствует возрасту- нарушена осанка, координация движений, пространственная ориентировка, мелкая моторика развита слабо- ведущая и контролирующая рука не выделена. Навыки самообслуживания не соответствуют возрастной норме. Познавательная сфера: в деятельности принимает цель, но требует стимуляции. Восприятие: овладел эталонами формы, величины, называет и соотносит основные цвета по возрасту. Память: затруднения запоминания, сохранения, воспроизведения. Внимание неустойчиво, недостаточность распределения, малый объем. Мышление наглядно-действенное. Эмоционально-волевая сфера: сниженный фон настроения, эмоциональная лабильность. Личностные черты: немотивированное упрямство, тревожность. В поведении наблюдаются вредные привычки: высовывает язык, давит на глаза, трясет руками. Отсутствует общение со сверстниками. Игровая деятельность развита недостаточно. Речь: говорит от первого лица, использует предложения из 2-4 слов, общается со взрослыми с помощью вопросов. Звуковая сторона речи не сформирована. Имеет место полиморфное нарушение звукопроизношения. Отмечается бедность мимических движений, затруднение произвольных движений языка и губ.

Мама дополняет официальные сведения тем, что мальчик знает цифры до 10, буквы- может назвать слова на эти буквы. Игра в домашних условиях носит сюжетный характер. Рассуждения бывают "очень взрослые". Видит на более близком расстоянии, игрушки подносит к глазам, может назвать их части. Речь довольно четкая, говорит много.

На тестирующем занятии во время 2-ой ТКМП отмечено: ребенок входит в контакт через маму. Задания выполняет с помощью психолога, при постоянном повторении инструкций (доски Сегена, пирамида, матрешка, задания на мышление и др.). При выполнении заданий очень старателен, напряжен, поэтому довольно быстро устал. В основном использует приемы зрительно-тактильного восприятия, причем зрение использует в меньшей степени, обычно после указания матери "смотри". Зрительное восприятие- в стадии формирования. Знает и называет основные цвета, повторяет, но недостаточно дифференцирует геометрические фигуры. Понятийный словарь сужен. С предметами чаще производит простые манипулятивные действия. Без очков взгляд "плавающий", в очках взгляд фиксирует, но недостаточно хорошо.

Через 4 мес после 2-го курса ТКМП (май 2004 г.) по данным опроса родителей: острота зрения повысилась до 0.2, мальчик лучше стал ходить и перестал требовать коляску, в пределах дома бегает. На улице опасается переступать через поребрик. Со слов матери, после лета все больше похож в поведении на обычного мальчишку. Осенью 2004 г. переведен в группу детей с более высоким уровнем подготовки.


Третий курс ТКМП из 4 сеансов проведен в период с 29.09.2004 по 30.10.2004 г. (в возрасте 4.5 года), с № 2- в сочетании с коррекционно-развивающими занятиями (психолог Соколов А.Н.).

Логопед (ДОУ- перед 3-м курсом ТКМП): уровень понимания речи соответствует норме. Словарный запас достаточный, строит предложения из 3-5 слов, но грамматически неверно оформляет связи между словами. Имеются трудности звукопроизношения свистящих, шипящих звуков. Общее звучание речи: речь ритмичная, темп нормальный, паузация правильная. Употребляет некоторые виды интонаций. В речевом общении проявляет активность.
Заключение: ОНР III уровня речевого развития.

На занятии во время ТКМП № 2 на контакт пошел сразу, без посредничества мамы, сам выразил желание поиграть. В динамике (по сравнению со 2-м курсом ТКМП) улучшилось использование зрительных навыков, хотя и тактильные навыки работы остались. Предметы по форме дифференцирует и называет, причем к глазам близко уже не подносит, рассматривает на расстоянии 15-20 см от лица. По цветам также дифференцирует, по размеру- с единичными ошибками, которые сам же исправляет. Круг представлений сформирован по возрасту, названия ряда предметов не знает, но всегда узнает на картинках (горох, например). Речь- короткими фразами, достаточно понятная для посторонних, присутствуют аграмматизмы. Инструкции на занятии выполняет полностью, на занятии был спокоен, настроен позитивно. Под конец занятия устал.

На ТКМП № 3 выполняет все требования психолога. Забыли дома очки, и на занятии мальчик был вынужден чаще использовать тактильные навыки, зрительно-тактильные способы восприятия. Хорошо помнит, что делал неделю назад на занятии, куда положил те или иные пособия. Внимание истощается, но усилием воли может сконцентрироваться.

Это один из примеров сочетанной патологии, которая, к сожалению, встречается все чаще. Из приведенных данных видно, как по мере подбора адекватной диагнозу программы лечебных мероприятий, с одной стороны, под влиянием улучшения зрения и нарастания потока зрительной информации происходит улучшение пространственной и моторной координации (мальчик перестал ходить, как будто земля уплывает из-под ног), сдвиг в отношении многих психических функций. Улучшение понимания обращенной речи приводит к повышению качества контакта между ребенком и педагогом, улучшению функции внимания, усидчивости, что, в свою очередь, приводит к качественному скачку в психоречевом развитии ребенка. Из заключений специалистов д/сада видно, как вывод о "глубоком отставании" в психоречевом развитии облегчается через 2 года до ОНР III уровня речевого развития. И родители, отказавшиеся в свое время сдать ребенка в интернат и мечтавшие о том, чтобы сын видел хотя бы что-нибудь, теперь обеспокоены тем, сможет ли сын посещать массовую школу, как другие дети его возраста?

По данным 2009 г. мальчик учится в школе для слабовидящих детей по массовой программе на "4" и "5", зрение его оценивается на оба глаза - +6 и +8.

Hosted by uCoz