Диагностика с использованием записи реоэнцефалограммы (РЭГ)

Информация для родителей

Реоэнцефалография (РЭГ) - один из методов функциональной диагностики, который применяется в клинической практике для исследования кровообращения головного мозга... Он так же, как ЭЭГ, не связан с воздействием на голову ребенка; безопасен, не вызывает неприятных ощущений у маленького пациента. Метод РЭГ позволяет получить информацию о состоянии кровотока в основных сосудах мозга одновременно: в сонных и позвоночных артериях справа и слева, о состоянии тонуса и эластичности сосудистой стенки, ее реакции на функциональные и лекарственные нагрузки на разных этапах лечебного процесса (включая мануальную терапию, массаж, остеопатию).

Метод основан на регистрации собственной активности сосудов мозга, точнее пульсовой волны, которая по ним распространяется после сокращения сердечной мышцы. Кислород, как и углекислый газ, а также питательные вещества - все этот попадает в мозговую ткань через кровь. А ее, в свою очередь, приносят сосуды мозга. Вот и налицо связь между уровнем активности нервных клеток, их устойчивостью к нагрузкам и характером мозгового кровотока.

Метод РЭГ давно известен и заслужен, лишь последнее время был активно вытеснен ультразвуковой допплерографией (УЗДГ). Бум увлечения ею сейчас начал спадать, расставив все на свои места. РЭГ все также в известных пределах информативна для оценки функциональных возможностей сосудистой системы. УЗДГ оценивает скорость прохождения крови по сосудам, которая, естественно, замедляется при наличии каких-либо препятствий. Поэтому без УЗДГ не обойтись при наличии органических (структурных) изменений сосудов: у детей тоже бывают патологические сужения сосудов, их чрезмерная извитость и прочие нарушения.

В нашм институте обследование детей с помощью РЭГ много лет осуществляет Юрий Константинович Матвеев. Наши совместные исследования последних лет связаны с сопоставлением особенностей ЭЭГ и характеристик мозгового кровотока - в покое и при нагрузках у детей с последствиями поражения центральной нервной системы (ЦНС) вследствие неблагополучной беременности и родов.


Так что мы можем сказать по данным РЭГ?

Упрощенная схема выглядит так: две трети мозгового кровотока у детей обеспечиваются за счет крупных сонных артерий (бассейн внутренних сонных артерий - БВСА - или каротидный бассейн) и одна треть - за счет позвоночных артерий (вертебро-базилярный бассейн - ВББ). В покое оценивается уровень достаточности (или возрастного дефицита) пульсового кровенаполнения сосудов перечисленных бассейнов.

Когда на ЭЭГ много медленных волн, указывающих на снижение состояния мозга, мы рекомендуем пациентам сделать дополнительно РЭГ - исследование. Надо проверить, не связано ли это снижение с дефицитом кровотока. Нередко в этих случаях у детей падает и уровень электрогенеза ЭЭГ в целом - до 10-30 микровольт (мкВ) вместо 50-100 мкВ. Именно эти два показателя - низкий уровень активности ЭЭГ в целом и преобладание медленных волн в покое или при нагрузке являются основанием для дополнительного РЭГ-исследования, если оно исходно не было назначено направляющим неврологом. Изредка случается, что мы и ошибаемся, но не более, чем в одном случае из 10. А это значит, что наши предположения во многом верны.

Отметим, что дефицит кровотока по каротидному бассейну у малышей все-таки редкость - не более 5% случаев (в отличие от подростков), а вот по позвоночным артериям - намного чаще Плохая осанка нынешнего поколения любителей посидеть - явление, к сожалению, уже дежурное. Дело в том, что позвоночные артерии потому так и называются, что идут вдоль шейного отдела позвоночника к голове, и, если он (позвоночник) неустойчив, искривлен, то позвоночные артерии, соответственно, от этого страдают - придавливаются, пережимаются, раздражаются. То есть в случае позвоночных артерий (а за ними, как уже говорилось, треть общемозгового кровотока) ограничение может иметь чисто механический характер за счет нарушений структуры позвоночника, особенно в шейном отделе, соединяющем позвоночник с черепом. Сейчас, к сожалению, нестабильность шейных позвонков, отклонения в правильном соединении черепа с верхне-шейными позвонками перестали быть анатомической редкостью.

Это обостряется при нагрузках с наклонами и поворотами головы, когда это пережатие (компрессия) может появиться, если его не было, или резко вырасти при исходно малой величине. Это естественным образом приведет к падению кровотока в пережатом сосуде, как если бы вы пережали садовый шланг: текло по нему хорошо, но передавливание создает препятствие на пути жидкости. Пережатие позвоночных артерий есть и в норме, но снижение кровотока при этом у детей не должно быть более 20%, а у наших пациентов может достигать 50-70 %.

Итак, если наши подозрения после обследования подтверждаются, лечебные мероприятия для ребенка должны включать в себя средства, улучшающие мозговой кровоток.
Как же живут дети с вышеописанными дефицитами? До поры - до времени неплохо. Чаще всего проблемы начинаются со школы, когда сидеть приходится дольше, двигаться меньше (в том числе и на переменах), а дома - снова за стол делать уроки, а потом телевизор, или компьютер, или игра на скрипке. Нагрузка достигла критической величины и следом за этим - жалобы на головные боли (чаще к вечеру, после школы), усталость, вялость, сонливость и проч… У кого-то проходит после отдыха, кто-то мается, пока не заснет.

Дошкольники с нарушениями развития при нагрузке имеют худшие результаты по кровотоку (86% детей) по сравнению с нормой развития высших психических функции, и приближаются по этому параметру к школьникам, просиживающим за партой многие часы. А это, естественно, еще одно реальное ограничение выносливости, работоспособности нервной системы при освоении необходимого минимума возрастных нагрузок детьми с последствиями родовых травм.

Есть еще один важный момент для поддержания бодрости, несмотря на скрытый до времени дефицит кровотока. Речь идет о реактивности сосудов на нагрузку. Ее определяют и при записи РЭГ, и УЗДГ. Данный параметр характеризует способность сосудов (особенно мелких, которые ближе всего к клеткам мозга) реагировать на изменения требований нагрузки. Это параметр пластичности, гибкости, позволяющий поддерживать необходимый уровень кровотока в целом, несмотря на отдельные местные проблемы, за счет перетока крови из тех мест, где ее много, туда, где ее не хватает. (как в сообщающихся сосудах). А вот когда этот механизм "устает" от постоянной мобилизации резервов, вырабатывает свой запас и требует отдыха или пополнения резервов - тогда вышеуказанные жалобы у детей появляются даже при исходно достаточном кровотоке.


На что мы должны обратить внимание родителей после обследования?

Если дефицит мозгового кровотока без нагрузки уже составляет десятки процентов (в сравнению с возрастными нормативами здоровых детей), это, безусловно, требует медицинского вмешательства - дообследования (рентген, МРТ - магнитно-резонансная томография, КТ - компьютерная томография) и соответствующего лечения. Если без нагрузки дефицита нет, и он образуется лишь при изменениях положения головы - тогда, кроме медицинского аспекта (фармакотерапии, остеопатии, физиотерапии и др.), есть и аспект выбора характера нагрузки и ее объема. Если ребенок полощет больное горло, делает мостик, и у него после этого все время кружится и болит голова, а по РЭГ при запрокидывании головы назад мы видим снижение кровотока по правой и левой позвоночным артериям на 50% от уровня покоя, то не подумать ли нам сначала о том, стоит ли провоцировать эти жалобы:?

Если ребенок по 2-3 часа в день прижимает подбородком скрипку к левому плечу, а у него на РЭГ при наклоне головы налево кровоток в левой позвоночной артерии падает на 65% и есть регулярные жалобы на боли в левом плече, и головокружение при резком повороте, то настало время подумать о том, как компенсировать потери в самочувствии, особенно, если данное занятие - дань моде или амбициям родителей.

Это относится и к выбору вида спорта: если на рентгене выявлен врожденный подвывих одного из шейных позвонков, то стоит ли отдавать предпочтение силовым видам спорта, если уже после первых бросков на мат ребенок слышит хруст в области шеи и чувствует к концу тренировки головную боль. Спорт должен множить выносливость, бодрость и силу, а не усталость, боль и раздражение.

Дети с перинатальной энцефалопатией в анамнезе довольно часто характеризуются склонностью к быстрому истощению, повышенной утомляемости, недостаточной выносливости и работоспособности. Означает ли это, что ограничение может тотально испортить им жизнь? Вовсе нет. Нередко первое обращение при обследовании связано с временной перегрузкой: ОРЗ не долечили (была контрольная, или концерт, или другое важное мероприятие), потом пару ночей не доспали, а через неделю сдавали экзамены. Результат - постоянная сонливость, разбитость по утрам, нежелание что-то делать. Возможна и другая крайность: постоянная раздражительность, плаксивость, ночью не заснуть, утром не встать и т.п.

Случается, что такая реакция временная: отоспались, отдохнули, все сдали, и все прошло. Но случается, что этот "жалобный набор" начинает повторяться сначала при каждой нагрузке, а потом и вовсе без нее. Внутренние силы резерва сначала перенапряглись, потом от постоянного перенапряжения истощились, а потом произошел отказ, сбой, срыв. "Почему он сидеть у телевизора не устает, а от уроков устает?". На телеэкране все создано для того, чтобы удержать непроизвольное внимание (не требующее от нас усилий): звук, краски, движение. А учебная деятельность требует произвольности: "надо!". Кстати, это - пункт, отличающий зрелого ученика от просто развитого ребенка, умеющего читать и писать. В последнем случае родители нередко форсируют события: "что ему ждать до семи лет, ему потом будет скучно, пусть идет в школу".

Мы, к сожалению (по роду своих занятий), видим только негативные исходы таких ситуаций. Поэтому наш опыт говорит не в пользу "преждевременного" обучения. Все-таки природа устроена мудрее: каждому овощу свое время. Нужно время, чтобы "созреть": луку и укропу поменьше и уже при первом тепле, редиске подольше, а яблоки, сливы и арбуз для хорошей спелости даже при отличной погоде идут обычно ближе к осени. Не все процессы в мозгу можно и нужно ускорять.
Многие дети группы риска держат нагрузку, если нагрузочный режим подобран адекватно. Например, школа недалеко (можно сэкономить на езде), количество уроков разумное (перечень проверенных годами дисциплин). После занятий - прогулка, обед, приготовление уроков (дома или в продленке). Вечером в 9-10 спать, засыпание - в пределах получаса, сон спокойный и крепкий. Подъем - без надрыва, лучше по внутреннему желанию ("уже выспался"). Тогда количество проблем будет существенно меньше, они будут беспокоить реже, и позволят со временем брать все более высокую планку достижений.

Наша задача на этапе первого обследования - определить, где "слабое" звено в деятельности мозга ребенка группы риска. Нужно вовремя определить: чем можно помочь, чего можно избежать, а к чему надо готовиться, когда можно еще немного подождать, а когда нужно начинать действовать без промедления.


Hosted by uCoz