Патология челюстно-лицевой области, моторная алалия


Михаил В. (7 лет, 9 мес.)

Из анамнеза: у невролога наблюдается с 3 лет в связи с задержкой развития, ночным недержанием мочи. Голову держит с 4 мес, сел в 6 мес, пошел в 8 мес. Днем не спит с раннего возраста. Судорог не было.

Объективно: первые обследования проведены амбулаторно . в возрасте 4 лет по месту жительства. НСГ (УЗИ мозга) без патологии.

ЭЭГ: дизритмическая активность, тета-волны 7 Гц. Реакция на фотостимуляцию слабая. Умеренная дисфункция стволовых регуляторных структур мезо-диэнцефального уровня, вероятно, резидуально-органического генеза с преобладанием явлений ирритации, умеренные признаки отставания в созревании мозговых структур. Типичных патологических форм активности не выявлено.

Психолог: в речи 4-5 слов, мальчик двигательно расторможен. При обследовании на месте долго не сидит, на заданиях, объяснениях не концентрируется. Импульсивный, неусидчивый. Интерес к игрушкам нестойкий. Нетерпелив, на замечания не реагирует. Убегает из кабинета к отцу, плачет…Слух в норме. Понимание речи ограничено ситуацией. Показал части лица, некоторые игрушки. Графические навыки слабые. Рисует левой рукой, ложку держит правой. Операцию синтеза выполняет с помощью взрослого путем проб и ошибок. Внимание непроизвольное, неустойчивое, отвлекаемое. Мнестическая деятельность не развита. Обобщения недоступны. По форме, цвету соотносит с ошибками, по количеству не соотносит. Самоконтроль низкий. Заключение: на фоне ЗПРР церебрально-органического генеза отмечаются выраженные нарушения внимания. снижение обучаемости при психомоторной расторможенности, эмоциональной возбудимости, склонности к истероидным, аффективным реакциям. Заключения логопеда в истории болезни (по месту жительства) не представлено.

В возрасте 5 лет мальчик прошел обследование и лечение в условиях стационара по месту жительства (витамины, сибазон, глицин, винпоцетин, сонапакс, церепро, неулептил. Далее лечение амбулаторно: неулептил, кортексин, актовегин, пантогам, глицин.

ЭЭГ: общемозговые изменения ирритативно-дизритмического характера с увеличением индекса медленной активности. Острые волны и эпилептиформные знаки в правой лобной области.

РЭГ: пульсовое кровенаполнение в бассейне внутренних сонных и вертебробазилярных артерий (ВББ) справа в норме, слева увеличено. Дистония по смешанному типу, венозный отток затруднен.

РКТ головного мозга: кора и белое вещество головного мозга развиты правильно. Очагов патологической плотности в веществе головного мозга не выявлено. Желудочки головного мозга не расширены, боковые асимметричны (s>d). Латеральные щели, межполушарная щель спереди, конвекситальные борозды большого мозга умеренно расширены.

Эндокринолог: экзогенно-конституциональное ожирение 2 степени.

Психолог: выраженная ЗПРР смешанного генеза с признаками общего недоразвития, снижения интеллекта, при эмоциональной возбудимости с гиперкинетическими нарушениями поведения.

Невролог: смешанное расстройство речи (алалии), эмоций и поведения (выраженная гипервозбудимость). Дисметаболический синдром. Очаговых неврологических нарушений не выявлено. Шифр по МКБ 10: F 80, F 83, F 91. Рекомендовано: рисполепт.

Психиатр: смешанное специфическое расстройство психического развития. Гиперкинетическое расстройство поведения.

Далее через полгода в возрасте 6 лет повторно осмотрен психиатром по месту жительства (): по МКБ-10 - F70.18. Умственная отсталость легкой степени вследствие органического поражения ЦНС, с выраженными нарушениями поведения и снижением навыков самообслуживания. Алалия. ОНР I-II уровня. Энурез ночной. Экзогенно-конституциональное ожирение. Рекомендовано: представление на МСЭ для инвалидности. Заключение невролога по месту жительства: моторная алалия, ОНР I-II уровень, ЗПР, СГСДВ. Рекомендовано: лечение у невролога, систематические коррекционно-развивающие занятия с логопедом.

В ИМЧ РАН обратились в возрасте 7 лет 9 мес. Мальчик прошел амбулаторно 6 курсов ТКМП в возрасте до 10 лет

На момент обращения мальчик учится в 1-м классе интерната VIII вида. Со слов мамы, адаптировался к школе хорошо, общается с детьми, любознателен.

1 курс ТКМП в ИМЧ РАН проведен из 8 сеансов (в режиме через день).

Объективно перед 1 курсом ТКМП:

Невролог - словарный запас мальчика 10 слов. Понимание речи ограничено выполнением простых бытовых заданий. Ночной энурез. Ранее медикаментозная терапия – без улучшения по речи. После курса кортексина стал рассматривать картинки, рисовать карандашами, показывать основные цвета. Диагноз невролога (отделение психиатрии): умственная отсталость легкая. ОНР 1 уровня речевого развития. Моторная алалия.

ЭЭГ : полиморфная, с заметными регионарными различиями: при закрытых глазах на фоне нерегулярной медленной активности в затылочных отведениях регистрируются группы альфа-волн частотой 8-9 Гц, амплитудой до 50-70 мкВ, модуляции ритма неустойчивые, в т.ч. за счет присутствия тета-волн частотой 4-5 Гц, включая отдельные синхронизации групп волн амплитудой 80-100 мкВ. ЭЭГ - реакция активации на открывание-закрывание глаз выражена отчетливо, на начало фотостимуляции ослаблена, усвоения ритма световых мельканий не отмечено, во время ФС наблюдается умеренное повышение доли тета-волн в теменно-височных и затылочных отведениях. При гипервентиляции уровень медленной активности в данных отделах постепенно снижается, прироста патологических форм активности не отмечено. Данные ЭЭГ свидетельствуют о наличии достаточно сформированной структуры биоритмов (с затылочным фокусом основного ритма в возрастном диапазоне частот). При этом имеет место умеренно выраженная неустойчивость функционального состояния коры больших полушарий с акцентом в теменно-затылочных отделах коры с тенденцией к его снижению в покое и при нагрузках (без существенной негативной динамики). В стандартных условиях регистрации безусловные эпи-знаки, генерализованные пароксизмальные формы активности не выявлены.

Психолог перед 1 курсом ТКМП-

Социальное развитие: мальчик доброжелателен, в контакт вступает, контакт достаточный по времени, на смене заданий может длительное время играть и заниматься, проявляет интерес к играм. Есть только фразы, состоящие из 2 слов («Мама, дай..»), и звукоподражание. Часто ребенок использует мимику, движения руками и звукокомплексы, чтобы дать обратную связь при общении.

Поведение в ситуации обследования: ребенок самостоятельно сидел за столом, был позитивно настроен на общение и на игровые ситуации, любит похвалу, поощрение, при этом проявляет еще большее усердие. Мальчику часто требуется поддержка со стороны мамы.

Речевые инструкции: 2-х ступенчатые инструкции удерживает, 3-х ступенчатые – нет.

Эмоции: эмоциональный фон достаточно ровный, мальчик был доброжелателен, спокоен, в начале консультации немного был взволнован.

Восприятие: форма – знает, показывает и подает все 6 основных фигур, но называет не очень внятно только круг; трапецию, ромб и другие фигуры не знает. Цвет – у ребенка сформированы понятия основных 6 цветов, называет сам только красный цвет, остальные - только с опорой на наглядный материал.

Мышление: закономерности 3х4 – играл в эту игру первый раз, был медленный темп выполнения задания, ребенок путался, допускал ошибки (было трудно удержать сразу 2 задачи - форму и цвет). Обобщающие понятия сформированы частично, ребенок знает понятие «домашние животные», но понятия «дикие животные» путает; понятия «Овощи» и «Фрукты» не знает, умеет только сортировать. Последовательность из 4-х картинок может разложить самостоятельно, но начинает выполнять задание не с первой картинки, а с последней. Игра «Продолжи ряд» - затрудняется выполнить задание по слову, но из картинок выбирает.

Счет: мальчик показывает на пальцах числа в пределах 5, требуется зрительная опора, ребенок затрудняется определить число на 1 больше и на 1 меньше, задание не понимает (в школе проходили только буквы, цифры еще не изучали).

Память: из 8 предложенных картинок быстро воспроизвел 6, еще 2 - с небольшой подсказкой, ребенок очень хорошо использовал звукоподражание, мимику и движения рук и тела.

Внимание: ребенок утомляем, слуховое внимание снижено, мальчик испытывает трудности с интеллектуальными заданиями, но на интересных заданиях и при смене деятельности может работать дольше.

Мелкая моторика: у мальчика ведущая левая рука, карандаш держит правильно, нажим достаточный, во время ИЗО-деятельности мальчик испытывает много положительных эмоций. На предложенное задание «Нарисуй, с кем ты живешь» - ребенок сразу же оживился, заулыбался, слегка увеличился темп выполнения задания, мальчик нарисовал дом, папу, себя и маму . Рисунок человека был изображен схематично, сначала ребенок забыл нарисовать глаза, рот, уши и руки, далее дорисовал при подсказке взрослого, затем дополнил свой рисунок: изобразил солнце, тучи, дождь и всех животных, которые живут у него дома.

Заключение: актуальный уровень психического развития ребенка ниже возрастной нормы.

Логопед: (во время 1 курса ТКМП): развитие коммуникативных функций- в контакт ребенок вступает сразу, контакт устойчивый в течение всего обследования. Мальчик настроен на общение со специалистом. Зрительный контакт продолжительный.

Познавательный интерес: мальчик проявляет интерес к заданиям, во время обследования даёт обратную связь в общении посредством эмоциональных возгласов, звукокомплексов, мимикой, жестами.

Работоспособность: при смене заданий ребенок довольно длительное время может выполнять их. Мальчику требуется поддержка со стороны взрослого, одобрение, что помогает при выполнении заданий.

Поведение: адекватное, все задания ребенок выполняет, сидя за столом. Мальчик позитивный, отказов, протестов не проявляет, отзывчив на похвалу. В ситуации обследования чувствует себя неуверенно, часто оглядывается на маму, ждёт словесное одобрение. При выполнении нового задания постоянно спрашивает: «Вот так?».

Внимание : довольно устойчиво при выполнении игровых заданий. При интеллектуальных нагрузках отмечаются трудности концентрации внимания, истощаемость.

Память: ослаблена речеслуховая память. Из 6 слов при четырёх предъявлениях ребенок воспроизводит 2/3/3/3. Зрительная память: из 9 картинок с трёх предъявлений воспроизводит 7/8/9. При воспроизведении слов мальчик активно использует мимику, жесты, звукоподражания, чтобы специалист сразу понял его.

Восприятие (цвет, форма, размер): по цвету мальчик соотносит, выделяет по речевой инструкции, но не называет. Вкладыши ребенок вкладывает, используя зрительное соотнесение. Выделяет по слову: «круг, треугольник, квадрат, прямоугольник », невнятно называет их. Размер дифференцирует. Наложенные силуэты показал сразу все, «озвучивая» их. Находит заданную картинку из множества.

Уровень представлений об окружающем мире: на бытовом уровне.

Речь: ребенок произносит отдельные слова, звукокомплексы, звукоподражания, короткие фразы из двух- трёх слов.

Понимание речи: обращённую речь мальчик понимает на бытовом уровне. Выполняет простые, двухступенчатые инструкции. Сложные инструкции не удерживает.

Мелкая моторика: при выполнении заданий ребенок работает обеими руками. Мальчик левша (ест и пишет). Карандаш держит правильно, нажим достаточный. Быстро нарисовал динозавров, эмоционально поясняя: «летающий, плавающий, хороший, плохой».

Общая моторика: грубых нарушений нет.

Конструктивный праксис и гнозис: задания ребенок выполняет самостоятельно, быстро. Складывает разрезные картинки из 4, 6 частей, складывает картинку из 6 кубиков. По инструкции из счётных палочек выкладывает квадрат, треугольник, прямоугольник.

Дополнительные особенности:мальчик испытывает затруднения при установлении логических связей и причинно-следственных отношений. При этом серии последовательных сюжетных картинок из 4-х - простой вариант «Лепим снеговика» и более сложный вариант «Зайка и морковка», выложил самостоятельно. Есть простые обобщения. Понятия «фрукты – овощи», «домашние и дикие животные» недостаточно дифференцированы. Исключает «4-й лишний» на контрастном материале, принцип, по которому действует, не объясняет. Три группы предметных картинок: «транспорт, мебель и посуда» разложил самостоятельно.

Чтение: ребенок знает некоторые буквы.

Счет: прямой до 5. Мальчик показывает на пальцах, сколько, может уравнять простые неравенства (2 и 3, 4 и 5) на наглядном материале.

Заключение: актуальный уровень психического развития ребенка ниже возрастной нормы (F-83). Общее недоразвитие речи, первый уровень речевого развития. Моторная алалия?

Расхождения в оценках возможностей ребенка в возрасте 5-7 лет со стороны разных специалистов, а также предложенный ребенку низкий тип обучения вызвали у нас некоторые сомнения, для разрешения которых было решено провести тест Векслера для оценки интеллекта (20.11.2013 г.). Все субтесты мальчик выполнил за нормативное время без перерывов на отдых.

В итоге обнаружилось, что ВИП (вербальный интеллектуальный показатель) 69 баллов, что соответствует «умственному дефекту»), однако НИП (невербальный) достигает 115 б, и это «хорошая норма интеллекта», ОИП (общий) соответственно 89 б («сниженная норма интеллекта»). Баллы по вербальным субтестам «Осведомленность», «Понятливость» и «Словарный» засчитывались ребенку, когда он мог жестами объяснить понимание ситуации или значения слов. В субтесте «Сравнение» ответы, в которых мальчик указывал отдельные признаки сходства понятий, оценивались в 1 балл из 2-ух возможных. Следует отметить, что жестовые ответы и объяснения, которые не были понятны психологу, не оценивались, что может указывать на потенциально более высокие значения вербального интеллекта, которые не реализованы в связи с моторной алалией. Таким образом, обнаружилась выраженная неравномерность интеллектуального развития. Нормативные значения по невербальным субтестам, свидетельствующие о хороших аналитико-синтетических способностях ребенка, пространственном воображении (тест Кооса), достаточной концентрации внимания, зрительно-моторной координации и интеграции (тест шифровка) отражают хорошие потенциальные возможности интеллекта мальчика в целом.

После первого сеанса в течение двух ближайших дней, со слов мамы, жалоб не было, ночью описался, как обычно. Вырос познавательный интерес во время прогулок – обычно сын быстро устает, но на территории Петропавловской крепости гулял около 5 часов. Далее после 2-го сеанса – жалоб также нет, со слов мамы, «рот не закрывается» - спрашивает обо всем, что видит, комментирует. Много ходит, сыну нравится гулять, энурез снижается (ночью проснулся в туалет сам, под утро усиления энуреза не было. В выходные дни был «сухой»). Далее к концу курса жалоб также нет, положительная динамика сохраняется, мальчик чаще начал пользоваться правой рукой вместо левой.

Со слов мамы, в отсроченный период после 1-го курса сын стал более усидчивый, лучше занимается, больше в речи коротких предложений. Прошел энурез.

Однако, по возвращении домой вопрос о смене типа обучения на МПК был отложен, данные теста Векслера специалистами не были учтены, обучение осталось в школе-интернате 8 вида, предложено начать прием неулептила (?). Для чего он нужен ребенку с позитивным настроем, контактному, адекватному, активно развивающемуся с хорошими задатками неречевого интеллекта, для нас осталось непонятным.

Через 4 мес проведен 2 курс ТКМП также из 8 сеансов в возрасте 8 лет 1 мес.

Невролог (отделение нейрохирургии) перед 2-м курсом ТКМП в динамике отмечает улучшение речи, внимания, усидчивости. Поведение при осмотре: речевой контакт ограничен (отдельные слова, короткие фразы из 2-х слов), мальчик стеснителен. Патологических рефлексов нет. Мелкая моторика развита недостаточно. Вес избыточный. Походка неуклюжая. Диагноз: последствия перинатальной энцефалопатии, ЗПРР, ожирение.

Психолог: перед 2-м курсом ТКМП проведен повторно тест Векслера. Все субтесты мальчик выполнил за нормативное время без перерывов на отдых. Несмотря на то, что вербальный интеллект остается на той же низкой позиции (69 баллов), невербальные показатели после 1 курса ТКМП в целом выросли до 135 б., что оценивается как «весьма высокий уровень интеллекта», за счет чего поднялся и общий показатель поднялся ( 100 б. -«средний уровень интеллекта»). Таким образом, при сохранении выраженной неравномерности интеллектуального развития за довольно короткий интервал времени наблюдается улучшение речевых навыков и невербальных мыслительных функций. В связи с этим наши специалисты вновь рекомендуют обучение по школьной программе более высокого (по сравнению с настоящим) уровня.

Логопед: (в динамике «+» после 1 курса ТКМП)

Развитие коммуникативных функций: контакт сразу, контакт устойчивый в течение всего обследования. Ребёнок настроен на общение со специалистом. Зрительный контакт продолжительный. Со слов матери, мальчик активно общается с детьми в школе.

Познавательный интерес: ребенок проявляет интерес к заданиям. Во время обследования даёт обратную связь в общении посредством эмоциональных возгласов, отдельных слов (+), звукокомплеков, мимикой, жестами.

Работоспособность: в течение 45 мин мальчик может выполнять задания.

Поведение: адекватное, все задания ребенок выполняет сидя за столом. Мальчик позитивный, отказов, протестов не проявляет, отзывчив на похвалу. В ситуации обследования чувствует себя более уверенно (+), чем на предыдущем обследовании. Иногда ребенок оглядывается на маму, или ждёт одобрения педагога ( при этом чувствует себя более уверенно).

Внимание: довольно устойчиво при выполнении игровых заданий. При интеллектуальных нагрузках отмечаются трудности концентрации внимания, истощаемость.

Память: ослаблена речеслуховая память. Из 6 слов при четырёх предъявлениях ребенок воспроизводит 2/3/3/3. Зрительная память: из 9 картинок с трёх предъявлений мальчик воспроизводит 7/8/9. При воспроизведении слов ребенок активно использует мимику, жесты, звукоподражания, чтобы специалист сразу понял его.

Восприятие (цвет, форма, размер): по цвету мальчик соотносит. Выделяет основные цвета по речевой инструкции, называет их (искажённо) (+). Вкладыши ребенок вкладывает в окошки, используя зрительное соотнесение. Выделяет по речевой инструкции: «круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб, овал» (+), невнятно называет их. Размер дифференцирует. Сравнительные характеристики: «больше - меньше», «такой - же» понимает. Наложенные контуры мальчик показал сразу все, «озвучивая» их. Недорисованные предметы определяет верно, находит заданную картинку из множества.

Уровень представлений об окружающем мире: ребенок способен ответить на простые вопросы: называет имя, фамилию, возраст, имя мамы. При ответах активно использует мимику, жесты, старается, чтобы его сразу поняли.

Речь: мальчик произносит отдельные слова, слова – заменители, звукоподражания, короткие фразы из двух, трёх слов.

Понимание речи: со слов матери, улучшилось понимание речи (+). Ребенок выполняет простые, двухступенчатые инструкции. Сложные инструкции не удерживает. Мальчик выполняет простые действия по речевой инструкции.

Мелкая моторика: при выполнении заданий ребенок работает обеими руками. Мальчик левша, кушает, пишет левой рукой. Карандаш ребенок держит правильно, нажим достаточный.

Общая моторика: грубых нарушений нет.

Конструктивный праксис и гнозис: задания ребенок выполняет самостоятельно, быстро. Складывает разрезные картинки из 4, 6 частей, складывает картинку из 6 кубиков. По инструкции из счётных палочек выкладывает «квадрат, треугольник, прямоугольник».

Дополнительные особенности: последовательные картинки мальчик выкладывает в верной последовательности. Исключает «4-й лишний» на контрастном материале, принцип, по которому действует, не объясняет. Классификацию предметных картинок выполняет самостоятельно (+).

Чтение: ребенок знает некоторые буквы. Со слов матери, сын может «напечатать» некоторые слова (+).

Счет: прямой до 10. Мальчик знает цифры до 5, соотносит их с количеством предметов (+). Показывает на пальцах «сколько», может уравнять простые неравенства (2 и 3, 4 и 5) на наглядном материале.

Заключение: актуальный уровень психического развития ребенка ниже возрастной нормы; общее недоразвитие речи, I-II уровень речевого развития. Моторная алалия? Возможно обучение в школе VII вида (по результатам усвоения коррекционной программы).

Учитывая ранее выявленные нами особенности эмоциональной сферы (тревожность, эмоциональная лабильность, потребность в постоянной поддержке и т.п.), была дополнительно проведена диагностика эмоционально-личностной сферы ребенка с использованием игровой песочной методики. Выявлены невротические черты личности, некоторая инфантильность эмоциональных реакций, тревожная привязанность в матери, высокая потребность в принятии, повышенная чувствительность к отношениям. Даже при короткой (2 занятия) игровой терапии проявления инфантильности заметно снизились, что также указывает на большие потенциальные возможности ребенка и в отношении формирования эмоционально-волевой сферы, в сочетании с дополнительной коррекцией детско-родительских отношений (родители мальчика к этому времени развелись).

Через 8 мес проведен 3 курс ТКМП из 9 сеансов в возрасте 8 лет 10 мес).

За прошедший после 2 курса период времени мальчик переведен в школу V вида, чему мы тоже были очень рады. Со слов мамы, сын хорошо занимается по математике, начал читать, появляются новые слова. Учителя в школе хвалят. Мальчик старается учиться, но переживает из-за ошибок. Дома и в школе дополнительно занимается с логопедом.

Жалоб по ходу 3 курса у мальчика также не было.

Невролог: неврологический статус без изменений. диагноз тот же. По данным МРТ выявлена (под ?) гипоплазия гипофиза, пансинусит.

По данным ЭЭГ в динамикенаблюдается:

  • Повышение в затылочных отведениях доли альфа-волн частотой 8.5-9 Гц (амплитуда сохраняется в пределах 60 мкВ, модуляции ритма неустойчивые);
  • Значимое снижение в покое в затылочной области доли тета-волн частотой 4-5 Гц;
  • При фотостимуляции – появление в затылочных отделах реакции усвоения ритма световых мельканий на частотах 3-4 Гц и 11-12 Гц, уменьшение числа и амплитуды заостренных альфа-волн, тета-волн;
  • При гипервентиляции уровень медленной активности сохраняет тенденцию к постепенному повышению по ходу пробы с сохранением акцента в задних отделах коры;
  • После нагрузки снижение медленной активности в затылочных отведениях незначительное ( в течение 1 мин).

Данные ЭЭГ в динамике наблюдения свидетельствуют о наличии позитивных возрастных изменений в виде умеренного повышения функционального состояния коры больших полушарий в покое в большинстве отделов. При этом сохраняется его неустойчивость в затылочных отделах коры с тенденцией к снижению при нагрузках любого типа, с недостаточной компенсаторной реакцией после нагрузки.

В связи с этим была дополнительно назначена РЭ, выявлено снижение интенсивности пульсового кровенаполнения в ВББ на 15-20% ниже нормы, с признаками затруднения венозного оттока при поворотах головы. При повороте налево амплитуда пульсового кровенаполнения снижается слева на 40%, при наклоне назад – на 35% слева (справа реакции нет).

Психолог (в динамике «+» после 2 курса ТКМП ) отмечает: контактность: достаточная. В начале обследования мальчик смущается, рабочий контакт устанавливается в течение примерно 5-10 мин (в отсутствие родителей).

Поведение в ситуации обследования: адекватное. Задания мальчик выполняет, отказов нет. Может не сразу понять инструкцию, иногда требуется повтор, более четкое проговаривание задания короткими предложениями. Задания выполняет старательно, иногда может не остановиться, сделать лишнее, даже если сказали о завершении задания или оно объективно выполнено полностью. В этом случае может пытаться выполнять дальше.

Темп работы: средний

Работоспособность: по возрасту

Сформированность волевой сферы: волевое усилие мальчик использует.

Мелкая моторика: без особенностей. Ведущая рука левая.

Речь: фразовая (+), часто неразборчивая. Отдельные слова и короткие фразы говорит достаточно четко, при желании сказать длинную фразу, особенно быстро, речь становится мало разборчивой. Речь часто сопровождает жестами, может использовать рисунки-пиктограммы. Инструкции на обследовании иногда надо было повторять, говорить более четко, короткими предложениями. Со слов матери, у сына в активном словаре есть новые слова, выражения, он может пересказать короткий прочитанный самостоятельно текст.

Восприятие: форма, размер, цвет- дифференцирует. Трудности при необходимости назвать. Основные геометрические формы назвал (+), дополнительно сопровождал слова жестами. Цвета не называл, по слову указал не все. Указал красный, зеленый, остальные цвета – неверно. Со слов матери, дома может верно указывать и называть основные цвета. Основные размеры (самый большой/маленький, большой/маленький, средний) указывает и называет, сравнительные степени – только при контрастных вариантах. Размерный ряд из 6-ти предметов выкладывает верно.

Слуховое: развито недостаточно. Простые ритмы (двухсложные до 2-х ударов в «пачке») воспроизводит с ошибками. Может верно воспроизвести количество ударов, но не слышит (не понимает?) структуру ритма.

Зрительное: сниженный уровень развития. Средне зашумленные изображения воспроизводит в половине случаев (не все слов четко выговаривает, возможно, процент верно выполненных заданий чуть больше). Наложенные изображения дифференцирует, может «найти» изображение, которое не было представлено. Недорисованные изображение (вариант задания для дошкольников) – выполняет 2/3 задания.

Зрительно-пространственный гнозис: развит недостаточно. Простую объемную фигуру (куб) копирует с ошибкой, не отображает принцип объема, не видит ошибки.

Сомато-сенсорный гнозис: развит недостаточно. Простые инструкции выполняет не все, иногда нужен пример (возможно, затруднения связаны с недостаточным пониманием речи). Пробы Хэда выполняет со второго раза, после повтора инструкции. Правую и левую сторону путает. Пробы «Кулак-ладонь-ребро» выполняет.

Внимание: объем внимания ниже нормы, неустойчивость внимания. Концентрация внимания при выполнении задания достаточная. В буквенной корректурной пробе допустил 1 ошибку, просмотрел около 420 знаков (низкий уровень). Количество просмотренных знаков в минуту в течение 5 минут снижалось. В конце выполнения задания перескочил одну строку.

Память зрительная: на числа – сниженный уровень (4 знака), на образы – норма развития (6 знаков).

Память слуховая: сниженный уровень развития. При первом предъявлении смог воспроизвести 4 слова из 10. Выполнение задания вызвало затруднения в связи с недостаточным развитием речи. Пытался слова не назвать, а зарисовать.

Мышление: наглядно-образное, формирование словесно-логического. Анализ-синтез:
         - разрезные квадраты из 3-х деталей: собирает самостоятельно, может не учитывать оттенки деталей. Зрительно соотносит.
         - кубики Кооса: варианты из 4-х кубиков собирает верно, использует примеривание, зрительное соотнесение. В одном случае не сразу понял, что необходимо складывать рисунок обычным квадратом, а не ромбом. Рисунок из 9-ти кубиков (простой) собирает с помощью, использует примеривание. Не понял, что стороны одинаковые и нужно использовать равное количество кубиков с каждой стороны.

Исключение, обобщение: развиты недостаточно. Задание «3-й лишний» выполняет отчасти с помощью. При первом варианте выделил по второстепенному признаку (форма), по главному – после обсуждения. Затем некоторые варианты задания выполнил верно, выделил лишний объект по главному признаку, обосновал, некоторые – с ошибкой, которую сам сразу исправил.

Причинно-следственные связи: устанавливает. Последовательность из 4-хи 5-ти сюжетных картинок находит, в случае ошибки может сам исправить ее (при наводящем вопросе). Пытается составить распространенный рассказ (мало разборчиво).

Чтение, письмо. Начал читать по слогам (+), писать под диктовку (+). Пишет печатными буквами. Может выполнять простые математические действия (+): примеры, выбирать больше и меньше, определять, какое арифметическое действие должно быть (сложение или вычитание). Примеры с числами до 5 может выполнять в уме, до 10 – на пальцах. Понимание речи достаточное на бытовом уровне.

Эмоционально-личностные особенности: общий эмоциональный фон на обследовании достаточно спокойный, стабильный. В начале занятия немного смущался, нервничал в незнакомой обстановке.

Заключение: актуальный уровень развития высших психических функций ниже возрастной нормы.

Логопед ( в динамике «+» после 2 курса ТКМП) отмечает: развитие коммуникативных функций: контакт сразу, устойчивый в течение всей диагностики. Ребёнок настроен на общение со специалистом. Зрительный контакт продолжительный. Со слов матери, мальчик активно общается с детьми в школе.

Познавательный интерес: ребенок проявляет интерес к заданиям. Во время обследования даёт обратную связь в общении посредством эмоциональных возгласов, отдельных слов, звукокомплексов, мимики, жестов. Со слов матери, в последнее время сын стал задавать много вопросов: «зачем? куда? почему? что это?» (+).

Работоспособность: по возрасту. На протяжении всего обследования мальчик выполняет все задания.

Поведение: адекватное, ребенок старательно выполняет задания, сидя за столом. Мальчик позитивный, отказов, протестов не проявляет, отзывчив на похвалу. Реже обращается к матери и к специалисту за поддержкой (+).

Внимание: довольно устойчиво при выполнении игровых заданий. Концентрация внимания, при выполнении заданий достаточная, сохраняется истощаемость внимания при выполнении интеллектуальных заданий.

Слуховая память на слова: из 6 слов при двух предъявлениях ребенок воспроизводит 4/6 (+). Зрительная память на образы: из 10 картинок с трёх предъявлений воспроизводит 9/9/9 (+). При воспроизведении слов мальчик активно использует мимику, жесты, звукоподражания, чтобы специалист сразу понял его.

Восприятие (цвет, форма, размер): по цвету соотносит. Мальчик выделяет основные цвета по речевой инструкции, искажённо называет их. Вкладыши собирает, используя зрительное соотнесение. Выделяет по речевой инструкции основные геометрические формы, невнятно называет их. Размер дифференцирует. Сравнительные характеристики: «большой, средний, маленький», «больше - меньше», «такой - же» - понимает, обозначает словом (+). Размерный ряд от «маленького» до «большого», выкладывает сразу, используя зрительное соотнесение. Наложенные контуры изображений находит, «озвучивает» их. Недорисованные предметы ребенок определяет верно. Восприятие и воспроизведение ритмических структур нарушено.

Уровень представлений об окружающем мире: мальчик отвечает на простые вопросы: называет имя, фамилию, возраст, имя мамы. При ответах активно использует мимику, жесты, старается, чтобы его сразу поняли.

Речь: фразовая. Отдельные слова и короткие фразы ребенок произносит довольно внятно. Может произнести и длинную фразу, как правило – быстро, понимание длинной фразы вне ситуации ограничено. В целом речь малопонятная. Со слов матери, у сына повысилась речевая активность (+), расширился словарный запас (+).

Понимание речи: со слов матери, улучшилось понимание речи в быту (+). В ситуации обследования, требовался повтор некоторых инструкций короткими фразами.

Слоговая структура слов: отражённо мальчик воспроизводит слова из 3 открытых слогов (+).

Фонематический слух: выделяет первый и последний звуки в словах (+) (последний выделяет только согласный).

Связная речь: мальчик может пересказать короткий текст, который прочитал самостоятельно (+).

Мелкая моторика: без особенностей. Мальчик левша, кушает, пишет левой рукой. Карандаш держит правильно, нажим достаточный.

Общая моторика: грубых нарушений нет.

Конструктивный праксис и гнозис: задания ребенок выполняет самостоятельно, быстро.

Дополнительные особенности: последовательные картинки мальчик выкладывает в верной последовательности, пытается самостоятельно составить рассказ (+), при этом активно использует жесты и мимику. Исключает «4-й лишний» на контрастном материале, принцип, по которому действует, объясняет (+). Классификацию предметных картинок выполняет самостоятельно (+).

Чтение: ребенок читает по слогам, понимает смысл прочитанного короткого рассказа (+).

Письмо: мальчик пишет прописными буквами простые слова и словосочетания (+). Допускает зеркальное написание некоторых букв и цифр.

Счет: ребенок выполняет в уме простые счётные операции до 5 (+), до 10 выполняет с опорой на наглядность. Может уравнять простые неравенства (2 и 3, 4 и 5) на наглядном материале.

Заключение: уровень актуального психического развития ребенка ниже возрастной нормы. Общее недоразвитие речи, первый - второй уровень речевого развития. Моторная алалия.


Письмо ( диктовка) 3 курс ТКМП .

Через 10 мес проведен 4 курс из 10 сеансов в возрасте 9 лет 8 мес.

Невролог: неврологический статус без изменений, диагноз тот же. После 3 курса сохраняется улучшение речи, успеваемости в школе. Мальчик похудел. Обследован генетиком (без патологии). Меньше стесняется при осмотре, задания выполняет с 1-го предъявления, дислалия менее выражена, мелкая моторика лучше.

Логопед: (в динамике «+» после 3 курса ТКМП) отмечает: развитие коммуникативных функций- ребенок доступен продуктивному контакту. Контакт устойчивый в течение всего обследования. Мальчик задаёт вопросы, сам отвечает на вопросы взрослого (+). Иногда обращается за подтверждением к матери. Не всегда уверен в том, что его правильно поняли. Ребёнок учится в речевой школе. Со слов матери, сын активно и свободно общается с детьми в школе.

Познавательный интерес: мальчик проявляет интерес к заданиям, старательно выполняет их.

Работоспособность: по возрасту.

Поведение: адекватное, ребенок старательно выполняет задания, сидя за столом. Мальчик позитивный, отказов, протестов не проявляет, отзывчив на похвалу. Ребенок реже обращается к матери и к специалисту за поддержкой (+).

Внимание: довольно устойчиво при выполнении игровых заданий. При выполнении интеллектуальных заданий внимание истощаемо, концентрация и устойчивость снижены.

Слуховая память на слова: из 6 слов при повторных предъявлениях ребенок воспроизводит 3/4/5.

Зрительная память на образы: из 10 картинок мальчик воспроизводит все 10 с первого предъявления.

Восприятие (цвет, форма, размер): по цвету, форме и размеру ребенок соотносит зрительно. По речевой инструкции выделяет основные и некоторые дополнительные цвета и оттенки, обозначает их словом (+). Выделяет по речевой инструкции основные геометрические формы, называет их. Сравнительные характеристики: «большой, средний, маленький», «больше - меньше», «такой - же» - мальчик понимает, называет. Простые ритмы воспроизводит с ошибками. Наложенные контурные изображений дифференцирует успешно. Недорисованные предметы определяет верно.

Уровень представлений об окружающем мире: ребенок отвечает на простые общие вопросы. При общении реже использует жесты, старается говорить (+). У мальчика появился интерес к чтению, читает ребенок по своей инициативе (+).

Звукопроизношение: полиморфное нарушение.

Речь: у мальчика повысилась речевая активность, расширился словарный запас (+). Речь фразовая. Фраза распространённая (+). Отдельные слова и короткие фразы ребенок произносит довольно внятно. Спонтанная речь местами малопонятна. При чтении вслух, мальчик произносит слова более чётко (+).

Понимание речи: со слов матери, улучшилось понимание речи в быту (+). В ситуации обследования инструкции к заданиям ребенок понимает правильно. Испытывает затруднения в понимании сложных логических и грамматических конструкций. При чтении короткого текста понимает его общий смысл, правильно отвечает на вопросы.

Слоговая структура слов: нарушена на уровне слова. Отражённо мальчик воспроизводит слова из 3 открытых слогов.

Фонематический слух: ребенок выделяет первый и последний звуки в словах (+). Производит звуко – буквенный анализ и синтез простых слов (+).

Связная речь: мальчик может пересказать короткий текст, который прочитал самостоятельно (+). При составлении рассказа по серии сюжетных картинок, ребенок составляет простой, малораспространенный рассказ (+). Картинки описывает фрагментарно. Наполняет рассказ малым количеством деталей.

Мелкая моторика: без особенностей. Мальчик левша. Карандаш держит правильно, нажим достаточный.

Общая моторика: грубых нарушений нет.

Конструктивный праксис и гнозис: задания ребенок выполняет самостоятельно, быстро.

Дополнительные особенности: мальчик исключает «4-й лишний», правильно объясняет принцип, по которому действует (+).

Чтение: ребенок читает по слогам, чтение осмысленное.

Письмо: мальчик пишет прописными буквами простые слова и словосочетания.

Счет: счет прямой и обратный от 20 (+). Ребенок выполняет счётные операции с переходом через десяток (+), с опорой на наглядность (использует пальцы).

Заключение: уровень актуального психического развития ребенка ниже возрастной нормы. Общее недоразвитие речи, второй уровень речевого развития. Выход из моторной алалии.

Психолог (в динамике «+» после 3 курса ТКМП) отмечает: контактность достаточная. Ребенок общается, на вопросы отвечает, в глаза смотрит. Инициативы в общении на обследовании не проявлял, но ответные реакции достаточно свободные.

Поведение в ситуации обследования: адекватное. Задания мальчик выполняет, отказов нет. Инструкцию понимает сразу (+).

Темп работы: сниженный.

Работоспособность: по возрасту.

Сформированность волевой сферы: волевое усилие ребенок использует.

Мелкая моторика: развита недостаточно. Ведущая рука левая. Рисунок предметный, мелки мальчик держит верно. При рисовании не аккуратно раскрашивает, либо просто намечает цвет, либо закрашивает, но не доводит до границ деталей рисунка. Нажим сильный, ребенок давит на мелок.

Речь: фразовая, не всегда разборчивая. Жесты в общении мальчик не использовал (+). Со слов матери, увеличился словарный запас, сын начал больше говорить (+). Появился интерес к книгам, ребенок читает по своей инициативе. Читает более четко, чем говорит. Предложения стали достаточно распространенными, по 4-5 слов (+). На обследовании мальчик начинает говорить достаточно четко, но быстро переходит к некоторой «смазанности» в речи.

Восприятие (форма, размер, цвет): мальчик дифференцирует. Трудности при необходимости назвать. Основные геометрические формы мальчик назвал, перепутал «треугольник и квадрат», затем исправил. Цвета: назвал основные уверенно (+), дополнительные называл верно (+), но делал паузу, чтобы вспомнить слово. Путал светлые и темные оттенки. Основные размеры («самый большой/маленький», «большой/маленький», «средний») ребенок указывает и называет.

Слуховое: развито недостаточно. Простые ритмы (двухсложные до 2-х ударов в «пачке») мальчик воспроизводит с ошибками. Может верно воспроизвести количество ударов, но не слышит структуру ритма.

Зрительное: сниженный уровень развития. Зашумленные изображения ребенок воспроизвел в 4-х случаях из 6 (как средний, так и сильный уровень шума). Наложенные изображения мальчик дифференцирует.

Зрительно-пространственный гнозис: развит недостаточно. Простую объемную фигуру (куб) ребенок копирует с ошибкой, не отображает принцип объема, не видит ошибки.

Сомато-сенсорный гнозис: развит недостаточно. Простые инструкции мальчик выполняет (+). Пробы Хэда выполняет со второго-третьего раза, не удерживает 2-х ступенчатую инструкцию. Правую и левую сторону указал верно у себя (+), у человека напротив - перепутал.

Внимание: объем внимания значительно ниже нормы, неустойчивость внимания. Время выполнения таблиц Шульте (в сек): 163-167 (норма – 45-50 с).

Память зрительная: на числа – сниженный уровень (4 знака), на образы – норма развития (6 знаков).

Память слуховая: повысилась до среднего (+) уровня развития. Количество воспроизведенных слов из 10-ти при 4-х предъявлениях: 4-5-6-7.

Мышление: наглядно-образное, формирование словесно-логического.

Анализ-синтез: - разрезные квадраты из 3-х деталей: мальчик собирает самостоятельно, может не учитывать оттенки деталей. Зрительно соотносит; - «кубики Кооса»: рисунок из 9-ти кубиков (первый по сложности) ребенок собирает самостоятельно (+), использует зрительное соотнесение, примеривание. Более сложный вариант мальчик собирал с помощью взрослого, примерял.

Исключение, обобщение: задание «3-й лишний» ребенок выполняет самостоятельно, верно (+). Выбор лишнего объясняет адекватно.

Причинно-следственные связи: устанавливает. Последовательность из 4-х и 5-ти сюжетных картинок мальчик находит, составляет простой рассказ. Причинно-следственные связи в рассказе не отражает, перечисляет последовательность событий. Последовательность из 6-ти картинок находит путем подбора, были ошибки.

Эмоционально-личностные особенности: общий эмоциональный фон на обследовании достаточно спокойный, стабильный. В начале обследования мальчик немного смущался. Со слов матери, сын общается хорошо, охотно, но в новых ситуациях смущается.

Заключение: актуальный уровень развития высших психических функций ребенка ниже возрастной нормы. Трудности в обучении обусловлены речевым недоразвитием, а также нарушениями функций внимания. В целом, после 3 курса ТКМП отмечается положительная динамика в развитии речи, памяти, мыслительных функций, некоторая положительная динамика в развитии сомато-сенсорного гнозиса.

4 курс мальчик также перенес без жалоб. В середине курса мама отмечает выраженный прирост речевой активности («рот не закрывается»), больше задает вопросов.


Письмо ( сочинение) - 4 курс ТКМП –



О 4 курс ТКМП – письмо под диктовку («Наступила зима» и «Листья падают»)

Через 6 мес проведен 5 курс из 12 сеансов в возрасте 10 лет 3 мес).

Со слов мамы, после предыдущего курса сын учится лучше, получает похвальные грамоты, но после Нового года стал более эмоционально реагировать на любые неудачи (до рвоты). Очень тревожен, за месяц снова значительно прибавил в весе.

Невролог: диагноз тот же. При осмотре: улучшение общения, речи. Контакт хороший,

Данные ЭЭГ в динамике наблюдается:

сохранение тенденции к дальнейшему повышению регулярности альфа-активности в теменно-затылочных отделах частотой до 9 Гц, амплитуды- до 80 мкВ, модуляции ритма остаются неустойчивыми, форма волн слегка заостренная;

Медленная активность в задних отделах в покое носит нерегулярный характер;

При фотостимуляции: сохранение в затылочных отделах реакции усвоения ритма световых мельканий в настоящее время - на частотах 4-8 Гц (слева реакция слабее), по мере повышения частоты ФС – усиление регулярности низкоамплитудной бета-активности;

При гипервентиляции синхронизация медленной активности (4-5 Гц), заостренных волн приобретает более отчетливый пароксизмальный характер с усилением акцента в лобных отделах (амплитуда до 100 -150 мкВ, включая острые формы активности, редуцированные комплексы острых и медленных волн); (в покое зарегистрирован единичный пароксизмальный эпизод);

После нагрузки сохраняется замедленное снижение выраженности распространенных пароксизмов (не менее 2 мин).

Данные ЭЭГ в динамике наблюдения свидетельствуют о сохранении позитивных возрастных изменений в виде дальнейшего повышения уровня основного (альфа) ритма в возрастном теменно-затылочном фокусе. Негативная динамика представлена в условиях гипоксии при нагрузках нарастанием неустойчивости функционального состояния коры больших полушарий, в т. ч. за счет усиления дисфункции неспецифических структур мозга с акцентом на диэнцефальном уровне, в сочетании с повышением ирритативных процессов, с сохранением существенного снижения компенсаторных возможностей после нагрузки.

Логопед (в динамике «+» после 4 курса ТКМП)отмечает: развитие коммуникативных функций- контакт сразу, устойчивый в течение всего обследования. Мальчик свободно общается, поддерживает беседу (+), задаёт вопросы. Иногда обращается за подтверждением к матери. Ребёнок успешно учится в речевой школе, заканчивает 2 класс, активно и свободно общается с детьми (+).

Познавательный интерес: мальчик проявляет активный интерес ко всем заданиям, старательно выполняет их.

Работоспособность: снижена.

Поведение: адекватное, ребенок старательно выполняет задания, сидя за столом. Мальчик позитивный, отказов не проявляет, отзывчив на похвалу. При выполнении заданий не обращается к матери и специалисту за поддержкой.

Внимание: устойчиво при выполнении игровых заданий. При выполнении интеллектуальных заданий, внимание истощаемо, концентрация и устойчивость остаются сниженными.

Слуховая память на слова: из 10 слов при трех предъявлениях ребенок воспроизводит 4/8/8 ( +).

Зрительная память на образы: из 10 картинок, при трех предъявлениях ребенок воспроизводит: 8/ 9/ 9.

Восприятие (цвет, форма, размер): по цвету, форме и размеру мальчик соотносит зрительно. По речевой инструкции выделяет основные, дополнительные цвета и оттенки, обозначает их словом. Выделяет по речевой инструкции основные геометрические формы, называет их. Размер дифференцирует, обозначает словом, указывает «большой, средний, маленький». Сравнительные характеристики: «больше - меньше» понимает и называет. Наложенные, зашумленные, недорисованные изображения дифференцирует успешно. Восприятие и воспроизведение элементарных ритмических структур нарушено. Простые ритмы ребенок не воспроизводит.

Уровень представлений об окружающем мире: мальчик отвечает на простые общие вопросы. При общении не использует жесты (+). Любит читать, читает книги помимо школьной программы, любит читать энциклопедию.

Звукопроизношение: полиморфное нарушение.

Речь: у мальчика повысилась речевая активность, значительно расширился словарный запас (+). Речь быстрая, невнятная. Если медленно, то ребенок говорит более внятно. При чтении вслух произносит слова более чётко (+). Спонтанная речь торопливая, малопонятная. В ситуации обследования, при общении со специалистом, мальчик старается использовать простые фразы. В спонтанной речи использует сложные фразы.

Понимание речи: не нарушено. Инструкции к заданиям ребенок понимает правильно. Испытывает затруднения в понимании сложных логических и грамматических конструкций. При чтении короткого текста – понимает его общий смысл, правильно отвечает на вопросы.

Слоговая структура слов: нарушена на уровне слова. Отражённо правильно мальчик воспроизводит слова из 3 открытых слогов. При произнесении более сложных слов, старается выдержать ритмический рисунок слова (+).

Фонематический слух: ребенок выделяет первый и последний звуки в словах (+). Производит звуко – буквенный анализ и синтез простых слов (+). Ошибается при определении количества звуков, слогов в длинных словах.

Связная речь: мальчик может пересказать короткий текст, который прочитал самостоятельно. При составлении рассказа по серии сюжетных картинок, составляет простой, малораспространенный рассказ, причинно-следственные связи в рассказе не указывает. Картинки описывает фрагментарно. Наполняет рассказ малым количеством деталей.

Мелкая моторика: без особенностей. Мальчик левша. Карандаш держит правильно, нажим достаточный.

Общая моторика: грубых нарушений нет.

Конструктивный праксис и гнозис: задания ребенок выполняет самостоятельно, быстро. «Право – лево» на себе определяет верно, у напротив сидящего человека – с ошибками.

Дополнительные особенности: мальчик выполняет исключения, обобщения. Правильно объясняет принцип, по которому действует (+). После 4 курса ТКМП, со слов матери, сын проявляет интерес ко всем занятиям (+). Мальчик хорошо успевает по математике, логике (получил грамоту) (+).

Чтение: читать ребенок стал быстрее (+), длинные слова читает по слогам. Чтение осмысленное.

Письмо: мальчик пишет под диктовку, проговаривая слова. При письме допускает орфографические ошибки. Со слов матери, при письме сын допускает зеркальное изображение букв.

Счет: счет прямой и обратный. Ребенок выполняет счётные операции на сложение, вычитание, умножение, деление (+). Знает таблицу умножения до пяти (+).

Заключение: уровень актуального психического развития ребенка ниже возрастной нормы. Общее недоразвитие речи, II-III уровень речевого развития. Выход из моторной алалии. После 4 курса ТКМП отмечается положительная динамика в развитии речи, памяти, мыслительных операций, школьных навыков.

Психолог (в динамике «+» после 4 курса ТКМП) отмечает: контактность- ребенок устанавливает сразу, контактность устойчивая, в глаза мальчик смотрит, взгляд фиксирует, на обращение реагирует. Называет фамилию, имя.

Поведение в ситуации обследования: ребенок сидел спокойно за столом рядом с мамой, выполнял задания, отказов не было. Через 35 минут сообщил, что чувствует себя плохо, тошнит.

Волевая сфера: сформирована по возрасту. Волевое усилие: ребенок использует.
         Темп работы: низкий.                           Работоспособность: сниженная.

Мелкая моторика: развита недостаточно. Ведущая рука левая. Рисунок предметный. Линия неровная. Карандаш мальчик держит правильно. Нажим сильный. Ребенок раскрашивает рисунок неравномерно, оставляет белые пятна.

Речь: развита недостаточно. Мальчик говорит фразами 2-4 слова. Жесты в общении не использовал. Со слов мамы, у сына увеличился словарный запас (+), он старается четко проговаривать слова (+), отвечает на уроках в школе (+), запоминает и рассказывает стихи (+), читает книги помимо школьной программы (+).

Восприятие: форма - дифференцирует. Геометрические вкладыши: ребенок собирает, использует зрительное соотнесение, называет правильно все фигуры (+), испытывает трудности произнесения "треугольник", "прямоугольник", "квадрат". Размер: дифференцирует. Указывает и называет «большой/маленький», «средний», «самый большой/самый маленький». Цвет: дифференцирует. Мальчик указывает основные и дополнительные цвета, темные и светлые оттенки (+). Ребенок делал паузу, чтобы вспомнить название "фиолетовый".

Слуховое: развито недостаточно. Элементарные ритмы мальчик воспроизводит с ошибками. Может верно воспроизвести количество ударов, но делает ошибки в структуре ритма.

Зрительное: развито недостаточно. Зашумленные и наложенные изображения ребенок видит, распознает. Недорисованные фигуры узнает 4 из 12.

Зрительно-пространственный гнозис: развит недостаточно. Объемную фигуру мальчик копирует неверно, принцип изображения объема не понимает.

Сомато-сенсорный гнозис: развит недостаточно. Простые инструкции ребенок выполняет. Пробы Хэда, выполняет с ошибками, пробы «кулак-ладонь-ребро» выполняет верно. Правую и левую половины тела у себя указывает верно, у человека напротив путает. Допускает ошибки «право и лево» при выполнении движений. Снижение устойчивости программы, трудности контроля.

Внимание: объем внимания значительно ниже нормы, трудности переключения внимания, истощаемость. Время выполнения таблиц Шульте: 173-192 сек (норма 45-50 сек).

Память зрительная: сниженная. Произвольное и непроизвольное запоминание - 4 знака из 10.

Память слуховая: улучшилась (+). Количество воспроизведенных слов из 10 при 4-х предъявлениях:
         5-8-8-9.

Мышление: наглядно- образное, формирование логического.

Анализ-синтез:
         - разрезные квадраты из 4 деталей ребенок собирает самостоятельно, зрительно соотносит;
         - кубики Кооса: 9 кубиков собирает самостоятельно, использует зрительное соотнесение, примеривание. Более сложные варианты собирает с помощью взрослого, использует примеривание. Исключение, обобщение: задание «4-й лишний» мальчик выполняет верно.

Причинно-следственные связи: ребенок устанавливает. Последовательность из 4-х, 5-ти сюжетных картинок с простым бытовым сюжетом устанавливает верно. Рассказ составляет из 4 коротких предложений, перечисляет последовательность событий, причинно-следственные связи в рассказе не отражает. Более сложный вариант из 6-ти картинок находит путем подбора, испытывает затруднения в составлении рассказа.

Эмоционально-личностные особенности: внешне ребенок на обследовании выглядел спокойным, но через 35 мин мальчика вырвало (со слов мамы, такое у него случается при сильном волнении).

Заключение: актуальный уровень развития высших психических функций ребенка ниже возрастной нормы. После 4 курса ТКМП отмечается положительная динамика в развитии речи, памяти, познавательной деятельности.

В связи с новыми жалобами на эмоциональные реакции рекомендован дополнительно курс БАК, но пациенты его не прошли. Посетили остеопата. 5 курс ТКМП мальчик перенес хорошо, к концу курса немного похудел.


Табель успеваемости в школе – учебный год (привезли на 5 курс ТКМП)

Через 7 мес проведен 6 курс из 13 сеансов в возраст 10 лет 11 мес.

Со слов мамы, после предыдущего курса за лето сын похудел на 12 кг.

Невролог: увеличился словарный запас, мальчик читает, запоминает стихи, лучше речь, успеваемость. При осмотре: небольшой тремор, апраксия, тонус мышц снижен в верхних конечностях, есть ограничения поворота головы вправо. Осанка нарушена. Диагноз: Расстройство экспрессивной речи по типу апраксии резидуального генеза.

Данные РЭГ: в динамике - значимый прирост пульсового кровенаполнения в ВББ (до нормы). Нормализация тонуса сосудов. Сохраняется (но менее выражено) снижение амплитуды пульсового кровенаполнения (слева на 30%).

Логопед (в динамике «+» после 5 курса ТКМП) отмечает: развитие коммуникативных функций - контакт не затруднен. Мальчик свободно общается, поддерживает беседу, задаёт вопросы. Ребёнок успешно учится в 3 классе речевой школы, активно и свободно общается с детьми. Участвует в конкурсах, олимпиадах - занял 1 место в олимпиаде по математике и в олимпиаде по чтению (+).

Познавательный интерес: мальчик проявляет активный интерес ко всем заданиям, старательно выполняет их.

Работоспособность: повысилась (+), но остаётся сниженной.

Поведение: адекватное, ребенок старательно выполняет задания, сидя за столом. В начале обследования стеснялся, но быстро адаптировался к обстановке и педагогу. Ребёнок позитивный, отказов, протестов не проявляет, отзывчив на похвалу. При выполнении заданий, мальчик не обращается к матери и специалисту за поддержкой.

Внимание: стало более устойчивым, но остаётся истощаемым. Концентрация внимания остаётся сниженной.

Слуховая память на слова: из 10 слов при 3 предъявлениях ребенок воспроизводит - 7/8/9 (+). Зрительная память на образы: из 10 картинок при 3 предъявлениях мальчик воспроизводит - 10/9/10 (+).

Восприятие (цвет, форма, размер): сформированы основные сенсорные эталоны. Наложенные, зашумленные, недорисованные изображения ребенок дифференцирует успешно. Восприятие и воспроизведение элементарных ритмических структур нарушено. Простые ритмы мальчик не воспроизводит.

Уровень представлений об окружающем мире: ребенок отвечает на простые общие вопросы. Мальчик любит читать, читает книги помимо школьной программы.

Звукопроизношение: полиморфное нарушение. Между воспроизведением звуков изолированно и употреблением их в речи имеются расхождения. Изолированно и отражённо в словах многие звуки ребенок воспроизводит правильно (+), в спонтанной речи искажает их.

Речь: у мальчика повысилась речевая активность (+), значительно расширился словарный запас (+). Ребенок старается говорить медленно, длинные слова старается произнести по слогам, чтобы собеседнику было понятно, о чём он говорит. Иногда, мальчик неправильно ставит ударение в словах. Спонтанная речь торопливая, остаётся малопонятной. В ситуации обследования, при общении со специалистом, мальчик использует сложные фразы (+).

Понимание речи: не нарушено. Инструкции к заданиям ребенок понимает правильно. Испытывает затруднения в понимании сложных логических и грамматических конструкций. При чтении текста мальчик понимает его общий смысл, правильно отвечает на вопросы.

Слоговая структура слов: остаётся нарушенной на уровне слова.

Фонематический слух: недостаточно развит. Мальчик ошибается при определении количества звуков в длинных словах, количества слов в предложении.

Связная речь: ребенок может пересказать короткий текст, который прочитал самостоятельно. При составлении рассказа по серии сюжетных картинок, составляет простой, малораспространенный рассказ, причинно – следственные связи в рассказе указывает не всегда. При составлении рассказа использует только простые предложения. Свой рассказ он наполняет малым количеством деталей.

Мелкая моторика: без особенностей. Мальчик левша. Карандаш держит правильно, нажим достаточный. Почерк стал более ровным (+).

Общая моторика: неловкая, грубых нарушений нет.

Конструктивный праксис и гнозис: задания ребенок выполняет самостоятельно, быстро.

Дополнительные особенности: мальчик выполняет исключения, обобщения, правильно объясняет принцип по которому действует.

Чтение: беглое (+), осмысленное.

Письмо: ребенок пишет под диктовку, проговаривая слова. При письме допускает много специфических ошибок - пропуски и перестановки букв, раздельное написание приставок со словами, допускает пропуски или повторение слогов, пропуски предлогов.

Счет: мальчик выполняет счётные операции на сложение, вычитание, умножение, деление. Счётные операции выполняет с использованием пальцев (даже умножение и деление).

Заключение: уровень актуального психического развития ребенка ниже возрастной нормы. Общее недоразвитие речи, третий уровень речевого развития. Выход из моторной алалии. Дисграфия. В целом, после 5 курса ТКМП отмечается положительная динамика в развитии речи, памяти, мыслительных операций, школьных навыков.

Психолог: (в динамике «+» после 5 курса ТКМП): контактность- ребенок устанавливает сразу, контактность устойчивая, в глаза мальчик смотрит, взгляд фиксирует, на обращение реагирует.

Поведение в ситуации обследования: ребенок сидел спокойно за столом рядом с мамой, выполнял задания, отказов не было.

Волевая сфера: сформирована по возрасту. Волевое усилие: мальчик использует.

Темп работы: низкий. Работоспособность: сниженная.

Мелкая моторика: развита недостаточно. Ведущая рука левая. Рисунок предметный. Линия ровная (+), соединения четкие (+). Карандаш ребенок держит правильно. Нажим нормальный. Мальчик раскрашивает рисунок неравномерно, оставляя не закрашенные пятна, при штриховке частично выходит за границы контура. Границы листа соблюдает.

Речь: развита недостаточно. Ребенок говорит фразами 2-4 слова. Со слов мамы, у сына увеличился словарный запас (+), он лучше формулирует и выражает свои мысли (+). Мальчик старается четко проговаривать слова (+). Делает меньше ошибок (+) при письме.

Восприятие: форма- дифференцирует. Геометрические вкладыши ребенок собирает, использует зрительное соотнесение, называет правильно все фигуры, испытывает трудности произнесения "треугольник", "прямоугольник", "квадрат". Размер: дифференцирует. Мальчик указывает и называет «большой/маленький», «средний», «самый большой/самый маленький».

Цвет: дифференцирует. Ребенок указывает основные и дополнительные цвета, темные и светлые оттенки.

Слуховое: развито недостаточно. Элементарные ритмы мальчик воспроизводит с ошибками. Может правильно воспроизвести количество ударов, но делает ошибки в структуре ритма.

Зрительное: развито недостаточно. Зашумленные и наложенные изображения ребенок видит, распознает. Недорисованные фигуры узнает 9 из 12 (+). Неверно называет предметы: сабля - "меч", клещи - "пассатижи". Изображения "фигура-фон" мальчик узнает. Задание "химеры" ребенок понимает.

Зрительно-пространственный гнозис: развит недостаточно. Графическая проба "Заборчик" – мальчик выполняет с нарушением размерности, привнесением дополнительных элементов, сглаживанием углов. Тенденция к расширению программы. Объемную фигуру ребенок копирует неверно, принцип изображения объема не понимает. При срисовывании теряет информацию: детали забора рисует отдельно. Реципрокная координация рук: выполняет верно, при этом усиливает контроль за выполнением - зажимает язык зубами.

Сомато-сенсорный гнозис: развит недостаточно. Пробы «кулак-ладонь-ребро» - правой рукой ребенок выполняет верно, движения плавные. Выполняя пробу левой (ведущей) рукой, мальчик сбивается, поправляет себя. Движения более резкие. Ребенок делает усилия для контроля выполнения пробы. Пробы «Хэда» мальчик выполняет с ошибками. Правую и левую половины тела у себя указывает верно, у человека напротив показывает правильно (+). Допускает ошибки «право - лево» при выполнении движений. Снижение устойчивости программы, трудности контроля.

Внимание: объем внимания ниже возрастной нормы, трудности переключения внимания. Внимание неустойчиво, истощаемо. Время выполнения таблиц Шульте: 69-74-100-95-101 сек (норма 45-50 сек). Время выполнения таблиц улучшилось (+). Прежние показатели 173-192 сек. Эффективность работы: 88 сек (слабый уровень). Степень врабатываемости 0,78 (<1) - соответствует хорошему уровню (+). Ребенок способен быстро приступить к выполнению работы. Психическая устойчивость (выносливость): 1,1 (>1) - ниже нормы. Ребенок быстро устает.

Память зрительная: хорошая. Произвольное запоминание - 10 знаков из 10 (+).

Память слуховая: улучшилась (+). Количество воспроизведенных слов из 10 при 4-х предъявлениях: 6-8-9-10 (+). Прежние показатели: 5-8-8-9. Долговременная слуховая память хорошая - 9 слов.

Счет: арифметические примеры в пределах 100 мальчик решает устно, дает верные ответы. Задачи в два действия оформляет правильно, решает верно.

Мышление: наглядно-образное, словесно-логическое. Анализ-синтез: - разрезные объемные картинки из 5, 6, 8 деталей ребенок собирает самостоятельно без опоры на образец, зрительно соотносит; - «Кубики Кооса» - рисунок из 4 кубиков мальчик собирает самостоятельно, быстро, использует зрительное соотнесение, примеривание. Более сложные варианты из 9 кубиков собирает самостоятельно (+), затрачивает больше времени. Исключение, обобщение: задание «4-й лишний» ребенок выполняет верно, дает обобщающее понятие или обозначает функциональное назначение предметов. Причинно-следственные связи: мальчик устанавливает. Последовательность из 4-х, 5 сюжетных картинок с простым бытовым сюжетом устанавливает верно. Смысл понимает с помощью наводящих вопросов. Рассказ составляет из коротких предложений, перечисляет последовательность событий, причинно-следственные связи в рассказе не отражает.

Эмоционально-личностные особенности: общий эмоциональный фон на обследовании спокойный, стабильный. Мальчик был заинтересован в выполнении заданий.

Ребенок учится в 3-м классе речевой школы. Хорошо успевает по математике, логике, чтению. После 5 курса ТКМП у мальчика улучшился почерк (+), он стал более усидчивым (+), проявляет интерес ко всем занятиям (+).

Заключение: актуальный уровень развития высших психических функций ребенка ниже возрастной нормы. После 5 курса ТКМП отмечается положительная динамика в развитии речи, памяти, внимания, зрительного восприятия, заинтересованности в получении новой информации.

По ходу 6 курса жалоб нет. В середине курса мама отмечает улучшение рассказа, пересказа, больше вопросов «не по возрасту» - по историческим памятникам, военным действиям, блокаде… Более тщательно красит в контуре, старается аккуратно писать.


Письмо: конец 6 курса ТКМП



Раскраска - конец 6 курса ТКМП 2017

Рабочая тетрадь по математике – 6 курс ТКМП –

На очередной курс ТКМП пациенты не приехали.

По данным на возраст 13 лет (из письма мамы): «сейчас у сына все хорошо, учится в 6 классе уже, оценки хорошие, участвует в олимпиадах и областных, и по России), занимает призовые места. Речь выровнялась. в школе нареканий на него нет….».

Примечание

Стандартный вопрос, который в таких случаях задают и родители, и специалисты: «это всегда такая динамика?». Конечно, нет. У нас довольно много детей, которые обследуются в связи с моторной алалией, но не проходят курс лечения. Относительная сохранность невербального (неречевого) интеллекта, неплохое понимание речи создают у родителей иллюзию, что все пройдет само собой. К сожалению, в последнее время от этой иллюзии мало что осталось – и у нас, и у родителей..

Если сравнивать детей, которые прошли курс ТКМП и тех, кто ждет у моря погоды, то первые осваивают с определенными трудностями программу в массовой школе или довольно неплохо учатся в речевой школе. Группа «ждущих» способна в 1-м классе понемногу справляться с программой, но по мере роста речевой нагрузки в начальной школе и связанных с этим проблем (низкий активный словарь, трудности понимания сложных инструкций, трудности рассказа, пересказа…) ребенка отправляют на МПК с целью перевести его на индивидуальное обучение, или в коррекционный класс…

Речь идет не только о ТКМП, такие дети дают хорошие результаты и после многих других способов лечения, здесь основное для родителей: выбрать то, что больше подходит, и начать как можно раньше, когда проблема уже видна, но ресурс ребенка на развитие весьма высок.

На примере Михаила В. мы хотели показать не только большие возможности метода ТКМП, но и то, как позитивное отношение к ребенку, и поистине титанические усилия родителей, направленные на преодоление трудностей, и регулярные занятия специалистов, и собственный личностный ресурс ребенка создают то, что мы имеет на выходе: прорыв из обреченности «умственной отсталости» в реальные успехи вровень со многими здоровыми детьми, хотя оставшиеся речевые проблемы еще могут давать о себе знать.

Для нас эта история тоже в некотором смысле неожиданность, т.к. дети с моторной алалией на ТКМП в таком возрасте (первое обращение в 7 лет 9 мес!) идут медленно, в лучшем случае начинает что-то происходить к концу курса, или начинается отсроченно. Но этот случай лишний раз напоминает нам о том, сколь велики возможности мозга человека, и в наших силах раскрыть хотя бы малую их часть!


Поиск по сайту

Яндекс.Метрика